Поздравляем Будникова Бориса Федоровича с юбилеем!
Борис Будников заслужено признан «легендой парусного спорта». Борис Федорович по завоеванным медалям считается самым титулованным яхтсменом России и Советского Союза: серебряный призер Олимпийских игр в Таллинне, серебряный призер Чемпионата Мира 1984 года, чемпион Европы 1980 года, серебряный призер чемпионатов Европы 1971, 1982, 1983 годов, неоднократный победитель и призер крупнейших международных регат. Сколько медалей различного ранга, включая чемпионаты и спартакиады народов СССР, завоевал Борис Будников за время выступлений на союзных соревнованиях, просто не счесть.
А начиналась его спортивная биография в далекие послевоенные годы.
В детстве все летние месяцы Боря проводил у бабушки на Покровской горе, недалеко от Зеленой гавани, где базировался Центральный водно-моторный клуб им. П.И. Баранова. В этом клубе была сосредоточена большая парусная база, и все парусники того времени тренировались там.
Его дядя, Мельгунов К.В., (яхтсмен, заслуженный тренер СССР), в это время был начальником гавани в центральном клубе им. П.И.Баранова, повсюду таскал за собой своего семилетнего племянника, который еще даже не умел плавать, и однажды взял прокатиться на «эмке».
Начиная с этого возраста, Борис все свободное время проводил на воде. Им овладела фанатичная страсть к парусному спорту. Почувствовав это, К.В. Мельгунов время от времени давал Боре порулить в акватории гавани клуба на яхте-одиночке «Ш-10». Это были его первые шаги в парусном спорте.
В кают-компании клуба были вывешены большие фотографии всех парусных судов. Парящие над водой белые паруса оказали неизгладимое впечатление на мальчика. Борис страстно желал научиться управлять парусами, стать настоящим яхтсменом. Поступив в 1949 году в Долгопрудненскую среднюю школу, долгими зимними вечерами Борис мечтал о том времени, когда сойдет лед на Клязьминском водохранилище и начнутся тренировки.
В начале 50-х на Клязьминском водохранилище стали образовываться новые яхт-клубы: «Спартак», «Водник», «Энергия», «Труд». На базе ВЦСПС талантливый яхтсмен и тренер, Зворыкин Дмитрий Леонидович, организовал детскую юношескую спортивную школу, которая стала одной из сильнейших. Мельгунов К.В. отвёл Бориса в эту школу, где мальчика сразу определили шкотовым на швертбот класса «Ерш» к опытному рулевому Виктору Козлову.
В 1954 году, в возрасте 12 лет, Борис выиграл свои первые соревнования - чемпионат ДСЮШ «Энергия».
С 1956г. Борис уже ходил на «Ерше» в качестве рулевого в составе сборной команды «Буревестника», официально получив права рулевого. Будников стал регулярно участвовать во всех московских гонках. Для того чтобы начинающий яхтсмен прогрессировал, большое значение имеет количество участников гонки. Хороших яхт было не много, а желающих заниматься этим красивым видом спорта было намного больше, поэтому на старт выходили и новые быстроходные яхты, и яхты, которым был не один десяток лет. Существовало понятие «второго экипажа» - экипажа, который принимал активное участие в подготовке лодки к сезону, а затем ждал возможности принять участия в гонках в любом качестве.
Зато гонок было много, в них участвовали именитые яхтсмены, гораздо старше и опытнее, но, тем не менее, Будникову удавалось их побеждать. Это удавалось за счет многочасовых тренировок, практически каждый день, начиная с первых дней мая по конец октября. С детства он привык к жестким условиям этого необыкновенно красивого и в то же время сурового спорта, ни на секунду в нем не сомневаясь и понимая, что настоящий яхтсмен полностью отдает себя своей лодке. Яхтинг – это образ жизни, это состояние души. Далеко не каждый юноша согласится все свое свободное время проводить под парусами, совершенствуя знания и приобретая новый опыт, а Борис с удовольствием окунулся в это с головой.
Но помимо спорта на Борисе лежала ответственность за свою семью. В семье было шесть детей. Он был старшим. Когда не стало отца, в возрасте четырнадцати лет Борис пошел работать на завод, чтобы содержать большую семью, а по вечерам учился в техникуме при этом, каждая свободная минута была посвящена любимому увлечению.
Гоняясь на «Ерше», Будников почти во всех соревнованиях был вторым. Основным его конкурентом был Лев Рвалов. Это единоборство продолжалось до 1959г. В это время в клубе «Буревестник» появился новый класс: швертбот «Финн» и Борис перешел в этот класс. В 1960 году в возрасте 18 лет Борис стал чемпионом г. Москвы в классе Финн и среди юношей, и среди взрослых.
В 1961 г. Бориса Будникова пригласили в ЦСК ВМФ, где собрались сильнейшие яхтсмены, и было достаточно современной материальной части. Для первых номеров команды регулярно закупали новые яхты и паруса, а старые «по наследству» доставались более молодым гонщикам.
Достичь хороших результатов в классе «Финн» не удалось из-за недостатка веса, которого требует специфика швертбота. Чтобы увеличить физическую массу тела, Борис начал упорно заниматься ОФП: спортивной гимнастикой, легкой атлетикой, а зимой – лыжами. В результате физическая форма была очень хорошей, но все же, в 1963 году руководство клуба предложило Будникову перейти в класс «Звездный».
Парусный спорт, несомненно, красивый, но сложный вид спорта. Интеллект, знания, воля к победе ценятся превыше всего, в том числе и физической подготовки. Гонки на яхтах – сплошная игра интеллекта и природы. Если личность многогранна, имеет достаточный кругозор, воспитывает в себе высокие чувства, умеет глубоко, воспринимать природу, окружающий мир только тогда придет успех.
Для улучшения своих результатов Будникову приходилось постоянно заниматься теоретической подготовкой. Большую помощь в этом оказали периодические издания, переведенные с английского языка. В настройке мачт и парусов, тактике ведения гонки помогли известные яхтсмены Виктор Скачков и Владимир Васильев. Упорству Бориса в достижении результата можно было только позавидовать.
Благодаря упорному труду, Будникову удалось сделать заметный скачок в результатах: с 5-6 мест, начиная с 1967г., перешел на первое. В последующем, выступая в различных классах, завоевал 20 медалей:13 золотых, 5 серебряных и 2 бронзовых.
В классе «Звездный» успешно гонялся до 1972г. Весь 1973 год осваивал класс «Темпест» и уже к концу сезона со шкотовым Николаем Поляковым, выиграл Балтийскую регату и Чемпионат СССР. Однако мечтой Бориса была килевая яхта «Солинг», мечта сбылась, когда в 1974 году руководство сборной приняло разрешение пересадить его на «Солинг». Это было судьбоносное решение, так как наивысших результатов Борис добился, именно, в этом классе.
Будникову повезло с подбором экипажа. С 1974г по 1976г. Борис гонялся с Валентином Замотайкиным и Николаем Поляковым. В 1977 году в экипаж был включён Александр Будников. Именно этот экипаж: Б.Будников, Н.Поляков и А.Будников выиграли Чемпионат Европы и стали серебряными призерами Олимпиады 1980г. в Таллинне.
Огромное нервное перенапряжение соревнований, постоянные сборы, тоска по любимой жене и сыновьям привели к тому, что Борис Будников в 1986 году закончил свою профессиональную карьеру яхтсмена. К этому времени он окончил ГЦОЛИФК, получив специальность тренера-преподавателя. До 1992 года работал старшим тренером сборной СССР по килевой части. А после распада Союза, кем только не был: сторожем, строителем, автомехаником, работал на автопогрузчике. Делал все, чтобы прокормить семью. Времена были тяжелые. Так продолжалось до 2000г. Потом состоятельные люди, для которых парусный спорт стал образом жизни, начали приглашать его в качестве шкипера обслуживать их яхты. Дело знакомое, да и деньги неплохие.
Профессионализм Будникова до сих пор не забыт. Недаром в 2011 году Борис Федорович стал лауреатом Национальной премии по парусному спорту «Яхтсмен Года». Профессионально заниматься парусным спортом он больше не хочет. Слишком много лет провел под парусом, но если бы предложили что-нибудь интересное, с учетом его опыта и знаний, то, возможно, попробовал бы.
С Юбилеем Вас, Борис Федорович,доброго здоровья и долголетия!
Текст подготовил Шилов Олег Иванович
Председатель Комитета ветеранов парусного спорта
Смотрите также интервью Бориса Федоровича Будникова в ежегоднике класса Финн
http://issuu.com/moscowfinn/docs/finn_calendar2011-2012?mode=window&backgroundColor=%23222222