29 марта исполняется 70 лет нашему легендарному гонщику Виктору Яковлевичу Потапову.

28 марта 2017

Виктор Потапов  - Капитан второго ранга ВМФ, кандидат педагогических наук, двукратный чемпион мира, бронзовый призер Олимпиады и трехкратный участник олимпийских регат, чемпион Европы, десятикратный чемпион СССР, 7-кратный чемпион России.

История Виктора Яковлевича Потапова берет свое начало с династии Потаповых и подмосковного поселка Покровское.

Поселок Покровское, расположенный в Подмосковье на берегу Клязьминского водохранилища, все парусники между собой любовно называют «олимпийской деревней». В самом деле, этот небольшой населенный пункт, где проживает всего двенадцать семей, воспитал шесть выдающихся спортсменов, которые в разное время представляли сборную СССР на олимпийских регатах и других крупнейших международных состязаниях. Отсюда вышел Константин Мельгунов, здесь выросли известные наши гонщики, неоднократные чемпионы страны Владимир Леонтьев, Борис Будников... Но даже среди них своей необыкновенной судьбой, своими взлетами и достижениями выделяется семья Потаповых.

Глава ее, Яков Васильевич, сам в далекие довоенные годы не раз гонялся на первенстве Москвы, удивлял своей отвагой, тонким чутьем на ветер, изумительным умением угадывать «движение воды».

- У него талант,- говорили про Якова Васильевича товарищи по спорту. - Он многого добьется.

Кто знает, может, и впрямь сбылись бы эти предсказания, но грянула война и горячим тревожным летом сорок первого ушел Яков Васильевич на фронт. Вернулся он в сорок третьем - без ноги.

- Как будем жить дальше? - спросил у жены своей Марии Григорьевны, прижимавшей к груди двух сыновей - шестилетнего Володю и четырехлетнего Валентина.

- Зачем гадать? - ответила она.- Вон под горой родной яхт-клуб. Он нас в обиду не даст.

Мария Григорьевна работала там уборщицей, а Яков Григорьевич устроился вскоре здесь же заведующим складом. Так его должность именовалась официально. Но никто не называл Потапова-старшего иначе как «боцман». С уважением, с достоинством. Потому что не было такого дела, которого бы не знал и не выполнял Яков Васильевич.

Влюбленные в свое дело, Потаповы с раннего утра и до глубоких сумерек пребывали в яхт-клубе. И возле них были их дети. Для них дощатый пирс, многочисленные эллинги, причалы были в самом прямом смысле слова вторым домом. Мальчишки здесь резвились, играли в свои детские игры, а часто, устроившись поудобней в какой-нибудь яхте, сладко засыпали под мерное поскрипывание якорных цепей.

Ребят привлекал этот один из самых романтичных видов спорта, в котором человек один на один или вместе с друзьями выходил на поединок со стихией. Мальчишки бредили белокрылыми яхтами, стремительно разрезающими безбрежную синь, которыми управляли мужественные, смелые люди. Они верили в свою мечту, в победу, в гриновскую шхуну с алыми парусами, которая в один прекрасный день придет к ним в бухту.

Поэтому нет ничего удивительного, что едва ли не раньше, чем в школу, попали маленькие Потаповы в детскую школу яхт-клуба «Труд». И в этом было их счастье, потому что их тренером здесь была Екатерина Ивановна Сахарова.

Во всей истории советского парусного спорта едва ли найдется фигура более яркая, более колоритная, чем она. Одни ее звания говорят о многом: пятикратная чемпионка Советского Союза, восемнадцатикратная чемпионка Москвы, многократный победитель и призер многих крупнейших состязаний. И главное – более чем сорокалетний стаж педагогической работы.

В сорок седьмом ей под начало попал Володя Потапов, которому едва исполнилось десять лет. А в пятьдесят седьмом он стал первым в своей семье мастером спорта. Теперь их здесь четверо: Владимир, Валентин, Александр и Виктор. А у сестренки Татьяны - первый разряд. Уже одного этого, вероятно, вполне достаточно для того, чтобы восхищаться этими людьми, Но спортивная судьба Виктора и Александра далеко вышла за пределы не только их села - за пределы страны.

Виктор в семье самый меньшой из братьев, ему в прошлом году исполнилось тридцать. Привел его к Сахаровой Владимир.

- Братишка ничего,- сказал он тогда.- Только иногда проказничает...

- Это хорошо,- отрезала Екатерина Ивановна.- Я тихонь не люблю.

Это была правда. Естественная жизнерадостность, выражаемая иногда юными, как кажется взрослым, чересчур шумно, здесь никогда не подавлялась. В детско-юношеской спортивной школе «Труд» был создан дружный коллектив, прочно сцементированный общей любовью к парусному спорту. В нем, пожалуй, наиболее увлеченной была сама Екатерина Ивановна. Это был коллектив, где каждый мог самостоятельно думать и решать вопросы как за себя, так и за всех. Где тренер был не просто распорядителем, а мудрым наставником и добрым советчиком. А главное - женщина эта органически не переносила лодырей.

По собственному опыту она знала, спортивные достижения приходят, прежде всего, как результат большого, напряженного труда. А в парусном спорте в особенно, потому что в хорошей спортивно должен быть не только ты сам, но и яхта на которой идешь в море. Иначе не получится.

Трудно даже представить себе занятие очистки  корпуса яхты от краски или его циклевку. Но она приучила ребят видеть романтику этой работе. Приучила не чураться, не бояться  препятствий.  Ведь  настоящий яхтсмен должен быть мастером настройки, ему много времени  приходи уделять подготовке судна, ремонту, и другим «земным» работам.

- Заниматься у Екатерины Ивановны было очень интересно,- вспоминает Виктор Потапов.- Мы всегда с сожалением заканчивали тренировку и с нетерпением ждали следующей. Если бы было можно мы, наверное, занимались с раннего утра до поздней ночи.

Виктор вспоминает:

Обычно тренеры учат новичка ходить по дистанции, раскладывать галсы. А Екатерина Ивановна учила другому: «Уважай соперника! Думай не о том, как быть первым, а о том, как разгадать ситуацию, откуда ждать ветер и как правильно использовать его». Она не только учила нас управлять парусами, но растила сильных духом. Самое суровое наказание, как для всех настоящих моряков, это списание на берег. По этой части мне почему-то доставалось больше других. Сейчас я с благодарностью вспоминаю те наказания. Они научили меня мыслить и спрашивать с себя по высоким меркам: если учеба, то на хорошо и отлично, если гонки, то только победа.

Вот эта горячая, искренняя, чистая любовь к спорту, воспитанная в детском возрасте  тренером и старшими братьями, осталась в Викторе на всю жизнь, стала фундаментом на котором вырастало здание его  спортивных успехов.

А они росли необычайно быстро: в пятнадцать лет он стал мастером что для этого вида уже само по себе своеобразным «рекордом».

В 1963 году в сборной команде СССР усиленно искали способную молодежь. В числе первых «новобранцев» оказался Виктор Потапов.

До семидесятых годов среди асов парусных гонок преобладали люди с большой жизненной школой – они обычно сами работали на судоверфях, строили, варили, клеили, строгали, шили паруса, чертили. Все свое старание, весь талант они вкладывали в любимое детище - яхту.

3атем появились мастера другого типа, люди, мыслящие отвлеченно, философски. К их числу принадлежал второй тренер Виктора - Александр Чумаков. Он не отвергал концепцию, что побеждает хорошо оснащенная яхта, настроенная на предельные скорости в гонках. Но исходя из своего опыта, из анализа подготовки других мастеров. Чумаков обосновал тезис: побеждает смелое мышление гонщика, полет его тактической мысли, а уж потом - ходовые качества судна.

Сейчас от молодых яхтсменов можно услышать: дайте мне хорошую яхту, и я покажу, на что способен». Старший товарищ Виктора Потапова  Виктор Козлов по этому поводу говорил: «Погубить талант просто - дайте юнцу новую лодку и ультрасовременные паруса - и все! Он остановится в своем росте».

Именно Виктор Козлов привил Виктору Потапову любовь к точным наукам, к научному анализу. Интерес к науке стал его главным союзником на воде. Виктор окончил институт радиотехники, электроники и автоматики, а впоследствии поступил в аспирантуру, начал готовить диссертацию, связанную с проблемами психологии в парусном спорте.

Одним из первых выступлений Виктора в международных состязаниях высокого ранга было участие в Кильской регате в 1970 году. Новичок. В парусе «пробиться в люди» таким чрезвычайно трудно. В море тогда вышла 191 яхта. И восьмое место среди них, занятое Виктором Потаповым, уже само по себе было большим успехом. Но особое впечатление на всех произвело то, что в двух зачетных гонках из семи он финишировал первым. Это был рекорд, который никому не удалось повторить. И известный западногерманский обозреватель К. Хаппель написал тогда свое известное предупреждение: «Следите за этим русским - он самый вероятный кандидат в олимпийские чемпионы!»

И вот настал памятный 1972 год. Команда советских парусников отправилась в олимпийский город Киль, и в ней страну в классе «Финн» представлял Виктор Потапов.

В классе «Финн», как впрочем и во всех остальных, подобрались на редкость сильные спортсмены. Первую гонку выиграл всеобщий фаворит француз Серж Маури. «Ему нет здесь равных»,- поспешили заявить в своих отчетах журналисты. Но уже вторая гонка перевернула все вверх дном. Снова дул слабый ветер, так хорошо знакомый всем яхтсменам. Многие предсказывали, что в этих условиях лучше всех, кроме Маури, выступят экипажи Швеции, Дании, Великобритании, ФРГ. Но этот прогноз опроверг советский яхтсмен. На своем «Финне» Виктор Потапов сумел хорошо разобраться в труднейшей ситуации. Его яхта поначалу шла во втором десятке судов. Но с каждым новым заходом ветра Потапов менял курс и в итоге обошел всех соперников.

«У этого русского блестящий нюх, он угадывает ветер, когда его еще нет и в помине»,- написала о нашем чемпионе шведская «Свенска дагбладет».

Дни большого чемпионата сливаются в непрерывную цепь ребусов, Еще до начала гонки надо угадать, какой парус потребуется сегодня, с какой стороны подойти к стартовому створу, видеть своих «противников», продумать все возможные варианты тактики. И каждая секунда на счету.

Захватив по сумме двух гонок лидерство, Виктор не уступал его никому до пятой гонки включительно. Его уже называли олимпийским чемпионом, о нем писали местные газеты, оставался один шаг до титула чемпиона Олимпиады. И вдруг - драма шестой гонки: в тот день только три «Финна» закончили дистанцию, уложившись в контрольное время. Было до слез обидно: неудача отбросила его сразу с первого на четвертое место. И все же он сумел собраться, нашел в себе волю, мужество и, удачно пройдя седьмую гонку, завоевал бронзовую медаль. По меркам парусного спорта это был большой успех.

Едва вернулись домой, стало известно, что на следующей Олимпиаде будут представлены яхты нескольких новых классов. Виктору Потапову сказали:

- Надо тебе переходить на «470».

- Раз надо, значит надо,- только и сказал комсорг.

«470» - это швертбот-двойка. Нужен был второй член экипажа. И Виктор, не задумываясь, предлагает присоединиться своему брату Александру. На семейном совете это решение было единодушно утверждено.

Затем все внимание Виктор сосредоточил на учебе. В тот же самый 1972 год он с отличием заочно окончил институт и вместе с олимпийским дипломом получил диплом о высшем образовании. Теперь в семье два инженера-конструктора, Владимир и Виктор.

Передышки не было - начались сложные трудовые и спортивные будни. Виктор и Александр не упускали ни одной минуты. Оба они - атлеты необычайно разносторонние. У Виктора первый разряд по футболу и лыжам. Оба члена экипажа «по совместительству» - мастера спорта по буеру. Саша тоже отличный лыжник, футболист, пловец, легкоатлет.

Весь арсенал имеющихся у них средств сосредоточили братья на подготовке. Но главное оставалось в парусе, главное вершилось на воде. Они прошли сквозь горнило ряда крупнейших международных регат, дважды стали чемпионами Советского Союза, готовясь к той главной и решающей битве, что должна была состояться на озере Онтарио. Но стартов в таких состязаниях, как первенство Европы и мира, им явно не хватало.

Олимпийские гонки на шверботах-двойках класса «470», несмотря на то, что проводились впервые, собрали экипажи из 28 стран. В состязаниях подобного ранга решающее значение имеет материальная часть. В распоряжение братьев Потаповых был предоставлен новейший «Вангуард». с гротом Улмана, стакселем и спинакером, пошитым фирмой «Норт». В освоении этой замечательной лодки и ее настройке большую помощь олимпийцам оказал их тренер, известный советский гонщик Лев Рвалов.

Однако случилось так, что уже в Кингстоне, на берегу Онтарио, мачту и грот заменили новыми, а следовательно, осваивать лодку пришлось снова и практически уже в процессе олимпийских гонок.

Как же они сложились, что определило их исход? Виктор рассказывает:

- Первые две гонки мы прошли совершенно свободно, не глядя на конкурентов. В результате - два вторых места и положение лидера соревнований. При среднем ветре (а в такую погоду наша лодка шла далеко не блестяще) это было большим успехом. После этого  мы стали проявлять повышенный интерес к вероятным конкурентам, забывая порой о главном - следить за ветром. А это делать надо было очень внимательно: ветер над Онтарио был слабый, слишком часто менял направление. Скованность, потеря самостоятельности обошлась слишком дорого: в следующих двух гонках мы имели 15-е и 10-е места, причем в такой ветер, при котором я чувствую себя особенно сильным. В свободный от гонок день мы с братом еще раз тщательно продумали свои действия на дистанции.

-    Будем гоняться самостоятельно! - такой приговор вынесли сами себе.

Пересмотр тактики принес желаемые плоды: в пятой и шестой гонках экипаж советской яхты приходил к финишу четвертым и по сумме мест снова вышел на второе место. От лидеров - новозеландцев М. Патерсона и М, Беннера их отделяло теперь всего 0,3 очка. Казалось, золотая медаль совсем рядом, совсем. И это «ощущение главного соперника» вновь подвело наших ребят.

Опасаясь излишней опеки со стороны других гонщиков, Виктор взял старт подальше от основной группы яхт и почти всю гонку был озабочен тем, чтобы не пропустить вперед того, кого считал своим главным соперником за чемпионский титул - новозеландца Патерсона. А тем временем остальные участники попали куда в более выгодное положение относительно ветра.

Первую марку экипаж Потаповых обогнул на два места раньше Патерсона, но к этому моменту впереди него уже было 19 яхт. Когда же Виктор рассмотрел заход ветра и ринулся к нему, обходя одного соперника за другим, было уже в его распоряжении предательски мало времени. Итог - 13-е место в этой гонке, а по сумме результатов одинаковое число очков с австралийцем Я. Брауном. Но у Брауна оказалась чуть меньшая сумма мест (34 против 37 у Потапова), и он получил бронзовую медаль. Советский экипаж занял четвертое место.

- Обидно, конечно, за одну гонку, да притом последнюю, проскочить мимо всех медалей,- говорил Виктор - Видимо, груз ответственности за результат Олимпиады оказался слишком тяжелым для наших плеч. Свое выступление мы оцениваем как неудачное и извлечем из этого урок.

Но это, наверное, слишком категорично. Олимпийский чемпион в этом классе Франк Хюбнер в интервью для канадского телевидения сказал:

- Своим основным соперником считал и считаю Виктора Потапова из России. Это выдающийся гонщик, отлично знающий тонкости нашего дела. Его выступление, несмотря на четвертое место, было украшением олимпийских гонок в нашем классе.

Кончились олимпийские баталии, и братья Потаповы волею тренеров вновь перешли в другой класс, на этот раз - «Торнадо».

В этом классе Виктор Потапов стал двукратным Чемпионом Мира. Первая победа состоялась в сентябре 1978 года в Веймуте. В регате принимали участие 75 экипажей. 15 из них были английскими. Из соцлагеря ─ только экипаж Виктора Потапова и один поляк. Главным фаворитом был, разумеется, англичанин ─ Реджинальд Уайт, многократный чемпион мира. Основная борьба была с ним. Все сложилось для Виктора удачно, и к последнему дню его экипаж практически обеспечил себе первое место.

Прошло два года, и в Новой Зеландии Виктор защитил чемпионский титул. То первенство мира проводилось в феврале в Окленде. У экипажа Виктора была чужая лодка ─ швейцарца Вальтера Штайнера. Он тогда не приехал, я ему позвонил, спросил разрешения воспользоваться его судном. Немцы, австрийцы и швейцарцы были, против, чтобы Виктор на его лодке гонялся. Протестовали. Возникли также проблемы с акклиматизацией. Но все эти трудности его не испугали, и экипаж Виктора взял второе «золото».

В том же году на Йерской регате Виктор показал абсолютно лучший результат среди всех классов, завоевал Суперкубок регаты, и стал победителем Кубка мира.

Но больше всего запомнилась предолимпийская регата 1979г.  в Таллине. Тогда от каждой страны приехало по два сильнейших экипажа. Состав был сумасшедшим! Олимпиада 1980 года не шла с ней ни в какое сравнение. И в этой регате экипаж Виктора Потапова стал победителем.

На самой Олимпиаде Виктор не завоевал медалей, хотя считает, что тем самым «спас» регату, показав, что регата имела высокий уровень конкуренции даже в условиях бойкота со стороны ряда стран.

Помимо спортивной части Виктор Яковлевич также защитил ученую степень кандидат педагогических наук, что большая редкость для спортсменов высокого уровня. Начал писать диссертацию Виктор после окончания технического института МИРЭА. Его научным руководителем был отец советской спортивной психологии ─ академик Петр Антонович Рудик. Это про него Владимир Высоцкий пел: «Академик Рудик ловит контра ФРГ». Эти знания пригодились и в гонках – к примеру, стоило большой выдержки выступить и победить на Чемпионате мира 1980 года, когда лодки опоздали к соревнованиям, и регата практически считалась уже сорванной.

Помимо личных результатов и достижений у Виктора Яковлевича есть еще особая гордость – его сын Яков и внуки Виктор и Иван. Все они продолжили парусную традицию династии Потаповых и выступают в классе Финн, в котором Виктор Яковлевич завоевал Олимпийскую медаль, конкурируя со своим знаменитым дедом на дистанции.

Мы от всей души поздравляем Виктора Яковлевича с юбилеем и желаем как можно дольше оставаться на воде под парусом!

По материалам статьи Игоря Клемчинского «Обыкновенная фамилия», интервью В.Я. Потапова журналу Yachts Russia (апрель 2010), архивов Российской Ассоциации класса Финн.

Добро пожаловать, Гость!
ВКонтактеFacebookОдноклассникиЯндексGoogleMAIL.RUTwitter

  все видео о классе ФиннОфициальный представитель Devoti Sailing в РоссииМагазин спортивной экипировки H2O - скидки для членов Ассоциации класса ФиннВнешТрейдСервис - официальный партнер Ассоциации класса Финн по поставке оборудования и снаряжения для организаций

Скоро день рождения

16 ноября
Малюта Сергей

17 ноября
Степанов Сергей

17 ноября
Петров Дмитрий

25 ноября
Горбачев Владимир

26 ноября
Ковалёв Николай

01 декабря
Болотин Сергей

03 декабря
Лукин Сергей

03 декабря
Комиссаров Сергей

04 декабря
Ванин Сергей