Программа развития парусного спорта в России
Учитывая то, что класс Финн является олимпийским классом, и его развитие тесно взаимосвязано с развитием всех инфраструктур, работающих в парусном спорте в нашей стране, Ассоциация класса Финн подключилась к рабочей группе ВФПС по разработке программы развития парусного спорта на 2012-2020. Фундаментом любой программы является правильное и четкое определение базовых целей программы. Представляем Вашему вниманию и на ваше обсуждение базовую часть проекта программы - анализ и главные цели программы развития парусного спорта в нашей стране.
Цели и задачи программы развития парусного спорта 2012-2020 в России
Преамбула:
Парусный спорт является уникальным видом спорта, поскольку воспитывает в человеке помимо общих спортивных черт, таких как физическая подготовка, упорство в достижении цели, еще целый ряд дополнительных важных качеств, остро востребованных обществом: эрудиция и широкий спектр технических знаний в областях свойств различных материалов, знания основ гидро и аэродинамики, метеорологии, навигации, ответственное добросовестное отношению к делу, и самое главное - навыки принятия быстрых решений в экстремальных условиях при необходимости учета большого числа постоянно меняющихся факторов. Поэтому парусный спорт является не только хорошим средством воспитания здорового образованного разносторонне развитого поколения граждан, установления культурных отношений внутри и вне страны, но и серьезным источником для воспроизводства и подготовки кадрового резерва руководящего состава во всех отраслях хозяйства страны. Это обуславливает важность развития именно парусного спорта для страны.
Миссия настоящей программы – выстраивание и развитие системы парусного спорта, адоптированной под современные условия, цель которой - воспитание здорового образованного разносторонне развитого поколения граждан, развитие культурных связей и подготовка кадрового резерва руководящего состава для всех отраслей хозяйства страны.
Основными критериями успешности развития данной системы устанавливаются следующие показатели:
1) Качество:
a. Качество подготовки яхтсменов, оцениваемое по квалификациям согласно внутренним и международным нормам и стандартам,
b. стабильно высокие спортивные достижения Российских спортсменов на международных соревнованиях,
2) Количество: массовость парусного спорта в широких слоях населения, выражаемая в количестве спортивных мероприятий на территории России и представительности регионов и числе задействованных в мероприятиях спортсменов.
I. Анализ:
Советские спортсмены занимали лидирующие позиции в мировых рейтингах и регулярно и стабильно завоевывали высокие места и медали на Континентальных и Мировых чемпионатах и на Олимпийских Играх. Российская школа подготовки спортсменов-парусников считалась одной из самых передовых и ее взяли за основу многие сильные парусные страны, такие как Германия, Австралия. С развалом СССР и перестройкой системы государственного управления также со временем произошла и деградация результатов Российских спортсменов на международных соревнованиях. Очевидно, что причиной деградации стали произошедшие изменения в системе управления государством и в системе развития спорта. Восстановление высоких результатов Российских спортсменов на международном уровне можно пытаться делать на базе зарубежных примеров, однако в этом случае высок риск того, что зарубежные модели, если их полностью переносить на Россию, не учитывают и не приспособлены под Российские условия (государственное регулирование, существующая инфраструктура). Гораздо эффективнее будет проанализировать произошедшие изменения имеющейся сейчас системы и продумать – как ее восстановить и адоптировать к новым условиям.
Анализ советской системы подготовки спортсменов:
1) Финансирование: Главный и единственный источник финансирования – государство через
a. Центральные Советы, ДСО (Министерства, Армия)
i. Яхт-клубы
1. ДСШ, ДЮСШ,
2. СДЮСШОР
3. взрослые секции
b. ЭШВСМ,
c. сборные команды профсоюзов, ЦСКА
d. молодежная сборная команда,
e. основная сборная.
2) Система движения человеческих ресурсов в системе спорта
Основная часть спортсменов, вышедших из СДЮСШОР, ШВСМ, не попавших / не пошедших или вышедших из сборной, оставались в спорте во взрослых секциях и
a) продолжили составлять конкуренцию на внутренних соревнованиях
b) составили кадровый резерв для тренерского состава
c) составили кадровый резерв для судейского состава.
d) составили костяк преподавательского состава системы обучения рулевых/судоводителей
Тем самым потраченные и вложенные в широкий массовый круг спортсменов на начальном этапе средства не терялись с уходом людей из спорта наивысших достижений, а продолжали работать на воспроизведение новых спортсменов и на обеспечение необходимой среды внутри государства.
(Аналогично инженерному решению в теплоэнергетике, когда отходящий пар используется для предварительного подогрева подводимого теплоносителя)
1) Система обучения
a. Начальную подготовку «юный рулевой», «рулевой 3-го класса» осуществляли ДСШ, ДЮСШ
b. Подготовка рулевых 2-го и 3-го класса производилась на специализированных курсах. Допуск к обучению осуществлялся через
i. рекомендации школы,
ii. ценз морской практики под руководством взрослых спортсменов
2) Система спортивной подготовки:
a. ДСШ - Начальное обучение, тактическая подготовка на детских классах «Оптимист», «Кадет»
b. ДЮСШ, ДЮСШ - совершенствование навыков на классах, подготовительных к взрослым (луч, лазер, 420), соревновательная подготовка
c. СДЮСШОР, ШВСМ – переход на взрослые олимпийские классы
i. освоение техники – юниорские соревнования
ii. приобретение мастерства на участии во внутренних взрослых соревнованиях. (Взаимодействие со старшими спортсменами с молодыми обеспечивало передачу культуры и опыта.)
d. Молодежная сборная – совершенствование мастерства, резерв сборной
i. приобретение опыта на выездных международных юниорских соревнованиях
ii. переем опыта у основной взрослой на совместных сборах и взрослых соревнованиях
e. Основная сборная – вывод на высшие спортивные достижения
Произошедшие изменения
1) Инфраструктура
a. Яхт-клубы в большинстве случаев перешли в частные руки
b. Произошло перепрофилирование большинства яхт-клубов
c. Сохранились в основном только ДСШ, ДЮСШ, ШВСМ, оставшиеся в системе мин.спорта
2) Ресурсы
a. Разрушена система ДСО, отраслевого финансирования спорта
b. Государством поддерживаются только ДСШ и подразделения системы спорта высших достижений (СДЮСШОР, ЭШВСМ, молодежная сборная, сборная) – крайне сужена база
Разорвана система движения человеческих ресурсов – «Пар уходит в свисток»
В результате глобального сокращения основной базы массовой подготовки спортсменов и крайнего сужения ресурсов «лифта» подъема по спортивной лестнице до ограниченного числа спортсменов, выбранных еще на этапе отбора в юношах, сборная команда испытывает жесточайший кадровый голод как в виде резерва, так и в виде тренерского состава.
В итоге система а) лишилась здоровой внутренней конкуренции и внутреннего резерва на взрослых этапах, б) стала крайне зависима и уязвима (ставки и ресурсы вкладываются не в систему, а в конкретные персоналии, которые могут заболеть, уйти из спорта и т.п. плюс они становятся демотивированы к росту ввиду отсутствия внутренней спортивной конкуренции).
1) Произошел разрыв в системе спортивной подготовки – выпали ряд важных звеньев (отражены красным и зачеркнуты) и появился существенный разрыв между молодежной сборной и взрослой сборной:
a. ДСШ - Начальное обучение, тактическая подготовка на детских классах «Оптимист», «Кадет»
b. ДЮСШ, ДЮСШ - совершенствование навыков на классах, подготовительных к взрослым (луч, лазер, 420), соревновательная подготовка
c. СДЮСШОР, ШВСМ – переход на взрослые олимпийские классы
i. освоение техники – юниорские соревнования
ii. приобретение мастерства на участии во внутренних взрослых соревнованиях. (Взаимодействие со старшими спортсменами с молодыми обеспечивало передачу культуры и опыта.)
d. Молодежная сборная – совершенствование мастерства (осталось в основном только в юношеских разрядах)
, резерв сборной
i. приобретение опыта на выездных международных юниорских соревнованиях
ii. переем опыта у основной взрослой на совместных сборах и взрослых соревнованиях
e. Основная сборная – вывод на высшие спортивные достижения
В дополнение к этому произошло а) «сползание» специализации молодежной сборной от взрослых классов к молодежным, б) разобщение основной и взрослой сборных (нет передачи опыта от взрослых спортсменов к молодым), в) дистанцирование обеих сборных от соревнований внутреннего календаря, г) сокращение финансирования всех цепочек спортивной подготовки
Вывод: существующая государственная система в существующих условиях стала не способна самостоятельно вывести систему подготовки на необходимый уровень. Требуются дополнительные внешние как материальные, так и организационные и кадровые ресурсы.
Возможные дополнительные ресурсы:
- Более эффективное взаимодействие с государственными, муниципальными бюджетами
- Правильное регулирование может открыть возможность для дополнительных каналов финансирования командирования команд, спортсменов
- средства самих спортсменов, судовладельцев, родителей (самый широкий и объемный ресурс)
- Переход от общественной к частной собственности открыл возможность к тому, что взрослые спортсмены после ухода из юношеского спорта и спорта высших достижений могут приобрести собственные яхты и проводить собственные мероприятия. На сегодня необходимо переключать менталитет спортсменов от потребительской позиции на то, что они должны также вкладывать собственные средства в свое занятие спортом. Мотивирование частных владельцев, взрослых спортсменов на общественное объединение в клубы, ассоциации и правильное взаимодействие с ними способно заполнить образовавшийся провал во взрослом спорте и расширить базу финансирования детско-юношеского спорта через родительские попечительские советы школ.
- средства предприятий, отраслевые программы
- Многие отрасли, предприятия, заведения, заинтересованные в оздоровлении своего коллектива, имеют и выделяют существенные ресурсы на развитие спорта у себя. Правильная работа с ними могла бы привлечь часть этих ресурсов на парусный спорт.
- меценатство, попечительские советы - один из инструментов финансирования крупных мероприятий, центральных координирующих функций и целевых программ.
- спонсорские средства(В ряде случаев – один из инструментов дополнительного финансирования спортивных мероприятий.)
Однако для привлечения этих ресурсов требуется перестройка системы управления с переходом от распределительной к регулирующей роли.
В итоге основными целями программы развития должны стать
- сохранение имеющейся и возрождение новой инфраструктуры для занятий парусным спортом широких слоев населения, повышение массовости
- восстановление и укрепление всей цепочки спортивной подготовки спортсменов от детских классов до выступлений во взрослых разрядах олимпийских классов.
- Возрождение стабильной надежной системы подготовки высоких спортивных достижений через восстановление системы движения человеческих ресурсов.
- Объединение всех ресурсов: эффективное и бережное использование имеющихся кадровых, финансовых ресурсов (через эффективное взаимодействие с государственной структурой, правильное выстраивание кадровой политики), активное привлечение и объединение внешних (негосударственных) ресурсов (в первую очередь - собственных средств спортсменов, отраслевых программ).