Андрей Полтанов: Моя программа - народная программа!
Yacht Russia: Что вам нравится и что принципиально не нравится в сегодняшней работе федерации?
Андрей Полтанов: Хороший вопрос. Сегодня в Федерации перемешаны между собой понятия «Федерация», «состояние парусного спорта в стране», а также частные проекты. Постараюсь изложить, как выглядит работа Федерации со стороны.
Видно, что вырос профессионализм в освещении парусных мероприятий, парусный спорт стал чаще упоминаться в СМИ. Видны последовательная работа и энтузиазм президента Федерации по реализации его программы, по внедрению современных технологий.
Но есть элементарные (и в то же время фундаментальные) проблемы в подходах нынешней команды, в критике которых объединилась значительная часть членов Федерации. Описать их можно пятью пунктами:
- Узость подходов
- Близорукость
- Излишняя кулуарность и низкий уровень профессионализма
- Отсутствие анализа работы и самокритики
- Оторванность от жизни регионов и самоизоляция в своих проектах
Узость подходов: Федерация концентрируется на одном-двух проектах, забывая обо всем остальном парусном спорте в стране. Например, слишком активное продвижение регат с привлечением профессиональных экипажей – таких, как Национальная Лига – бьет по спорту высших достижений: члены сборных, ушедшие в профессиональные команды, уже не возвращаются обратно либо стремительно теряют форму. Живые примеры – Егор Ларионов, Игорь Лисовенко и другие. Пример из другой области – сужение систем отбора в сборную команду до одного соревнования в год. Лидеры команды теперь не мотивированы участвовать в других соревнованиях и трудиться на протяжении сезона, а резерву не на ком расти.
Близорукость: все подчинено краткосрочным задачам. Ярким примером является программа по оснащению парусных школ «Оптимистами», которая превратилась в «насос без шланга»: детей «закачали» в школы, но после «Оптимистов» им оказалось некуда идти. Были вброшены серьезные материальные ресурсы, которые сыграли положительную роль, но настолько неэффективно, что результат их скоро исчезнет – юные спортсмены после «Оптимистов» покидают парусный спорт.
Излишняя кулуарность и низкий уровень профессионализма: пример – сборная команда. Недальновидность Федерации привела к полному вымыванию профессионалов из ее руководства, у руля ставились люди, лично не подготовившие за свою жизнь ни одного спортсмена. Самое страшное – прерывалась преемственность. Характерным примером является состав комиссии по выбору главного тренера, где нет ни одного специалиста, способного профессионально оценить программу кандидата.
Отсутствие глубокого анализа и самокритики: паническая боязнь услышать критику. Отсутствие широкого обсуждения приводит к тому, что мы постоянно ходим по кругу, вместо того, чтобы двигаться вперед. Мечта о комплексной научной группе так и остаётся мечтой, нет чёткой методики работы сборной команды, принятой для каждого класса яхт, что ведёт к пустому расходованию средств. В спорте высших достижений замазывается системная проблема в подготовке резерва – большая пропасть между лидерами и вторыми, третьими номерами.
Оторванность, самоизоляция и излишняя увлеченность частными коммерческими проектами – наверное, самая главная проблема нынешней команды. Круг общения президента чрезвычайно узок. Он и его команда стараются полагаться главным образом на собственные ресурсы, сводя к минимуму взаимодействие с региональными федерациями, ассоциациями классов, школами и даже комитетами Президиума. Что касается региональных федераций, то они чувствуют, что их использовали на конференции для голосования и затем бросили: общение с местными органами власти идет через их голову. А помощи и вовсе никакой – команда Президента целиком сосредоточилась на своих личных проектах.
И главное – значительная часть заявленной четыре года назад программы осталась голой декларацией, я об этом скажу далее. Нет объективного анализа деятельности Федерации – все спрятано за общими цифрами развития парусного спорта в стране. Нет опубликованных отчетов о работе конкретных членов президиума, комитетов. На призыв PR-службы Федерации из всех комитетов Президиума и членов Президиума только один комитет открыто отчитался, и то его отчет не стали публиковать на сайте, чтобы не высвечивать бездействие других.
YR: Какие причины повлияли на ваше решение выдвинуть кандидатуру на должность президента ВФПС? Что за этим стоит - эмоциональный порыв или что-то более серьезное?
А.П.: Главной причиной выдвинуть кандидатуру на должность президента ВФПС было желание, чтобы наши предложения услышали. При работе в регионах, с ассоциациями классов, отечественными производителями, парусными школами все, с кем я взаимодействую, высказывали ощущение, что при всех видимых формальных успехах Федерация именно в части развития паруса как вида спорта (а не вида досуга) катится в пропасть, увлекая за собой парусные школы, региональные федерации, яхт-клубы. Самый яркий и объективный показатель этого процесса – это число закрывшихся или оставшихся без средств парусных школ, число закрывшихся и перепрофилированных яхт-клубов.
Среди членов Федерации масса специалистов, профессионалов, энтузиастов парусного спорта, которые имеют за плечами большой опыт организаторской работы. Но, к сожалению, в существующей схеме работы команды Президента все они оказались за бортом и не могут быть услышаны.
Получается, что единственным способом вынести предложения на широкое обсуждение так, чтобы к ним хотя бы прислушались, - это выдвинуться кандидатом в Президенты и предложить альтернативную программу. Честно признаюсь, эта программа – не чисто моя работа. Это результат обсуждений с региональными федерациями, детскими парусными школами, тренерами, ассоциациями классов. Моя программа – народная программа. Мы опубликовали ее, и видим, что некоторые наши предложения уже нашли отражение и в программе В. Н. Силкина.
Сейчас по откликам и по обсуждениям видно, что пришло время кардинальной перезагрузки Федерации. Вокруг меня сплотилась команда, которая реально это способна сделать, и себе фактически я уже не принадлежу.
YR: На кого вы планируете опираться в своей работе, и какой «круг избирателей» кажется вам наиболее важным?
А.П.: Я планирую ориентировать работу Федерации на региональные спортивные федерации, парусные школы, яхт-клубы. Я считаю, что Федерация должна все сделать, чтобы:
в большинстве регионов окрепли существующие, а там, где их нет – выросли новые региональные спортивные федерации;
региональные федерации имели соответствующий авторитет у органов власти;
программы Федерации способствовали тому, чтобы региональные федерации, парусные школы получали достаточное финансирование на свои программы из различных источников, но в первую очередь – из государственных и муниципальных. Ведь ВФПС – это единственный уполномоченный орган, связующий яхтсменов и государство.
Что касается того, на кого я собираюсь опираться – мы хотели бы пригласить профессионалов, имеющих за плечами опыт работы по соответствующему направлению и показавших результат. Например, за спорт высших достижений должен отвечать обязательно человек, имеющий опыт работы в качестве тренера и в качестве специалиста в сборной команде, имеющий необходимый авторитет в профессиональной среде.
В нашей программе предлагается не политический президиум списком, а профессиональный президиум с персональной ответственностью каждого члена перед всей конференцией за каждое направление.
В работе с регионами я намерен опираться на вице-президентов, которых выберут региональные федерации парусного спорта. Обратная связь всегда должна быть.
YR: Какие задачи вы себе ставите в первую очередь в случае вашего избрания?
А.П.: Вот мои «Семь шагов новой федерации»:
1. Сформировать профессиональный президиум Федерации и усилить роль и ответственность каждого члена президиума путем персонального голосования по каждой позиции с привязкой к конкретному направлению и фиксации персональных поручений от конференции.
2. Усилить и ответственность региональных вице-президентов перед регионами, которые они курируют. Исключить возможность назначения, переназначения вице-президентов без участия конференции (то, что сейчас предлагается в новом проекте устава).
3. Провести ревизию комитетов президиума и исполкома, строго реализовывая принципы разделения законодательной и исполнительной властей внутри Федерации и представительский принцип формирования комитетов президиума и профессиональный принцип формирования комитетов исполкома.
4. Ввести обязательную практику рецензирования и защит предлагаемых документов на уровне комитетов президиума, тренерского совета перед выносом их на утверждение президиумом ВФПС.
5. Упорядочить и настроить работу исполкома, так чтобы было понятное прозрачное штатное расписание, должностные инструкции, миссии, цели и задачи каждого сотрудника – сделать все согласно нормам управления любого коллектива. Строго отделить работу членов Исполкома по частным проектам и деятельности, не связанной с задачами Исполкома, от их основной работы согласно их должностным обязанностям. Кроме того – для Исполкома, его комитетов и для команды по подготовке резерва разработать по каждой позиции логичную прозрачную систему ключевых показателей, по которым можно было бы оценивать эффективность и качество работы, учитывать обратную связь с мест и с соревнований.
6. Реорганизовать работу по наполнению Интернет-представительства (сайта) Федерации, создав редакционный комитет из представителей комитетов Президиума.
7. Вывести деятельность по частным проектам за рамки основной работы и выстроить политику равной доступности частных проектов к услугам федерации по организации, освещению, мероприятий, использования инструментов Федерации, бренда Федерации, статуса соревнований и других услуг.
YR: Как на ваш взгляд, достаточно ли рационально сегодня используется текущий бюджет ВФПС?
А.П.: Если честно, то очень сложно ответить на этот вопрос, так как информация о том, как используется текущий бюджет ВФПС, закрыта от общего доступа. Поэтому я бы предпочел не отвечать. Но, безусловно, вопросы рациональности использования, прозрачности, соответствия траты средств прямым целям и задачам Федерации, и утвержденным программам, разделения основной деятельности и частных проектов будут одними из главных предстоящей работы, если меня выберут.
YR: Какими, на ваш взгляд, могут быть новые (дополнительные) источники финансирования федерации в текущих условиях?
А.П.: С одной стороны, считаю, что возврат профессионалов в команду позволит значительно сократить и оптимизировать затраты.
Что говорить – когда-то деятельность всей Всесоюзной федерации парусного спорта обеспечивали всего 3 человека.
С другой стороны, структурирование деятельности исполкома позволит вычленить их прямую деятельность, а работу на бизнес-проекты и сопровождение отдельных проектов нужно поставить на коммерческий лад с конкретным спектром услуг, прейскурантом цен.
Кроме того, можно сделать так, чтобы частные проекты выкупали у Федерации франшизу на использование имени Федерации в своих мероприятиях, на привлечение специалистов и на организационные инструменты. Это даст прозрачность, честность отношений и снимет все излишние напряжения и обвинения в лоббизме, несправедливости выделения одних частных проектов перед другими.
В нашей команде немало людей, которые, не будучи членами Попечительского совета, вкладывают свои личные средства в развитие парусного спорта в объемах, сравнимых с размерами членского взноса Попечительского совета. Они во многом оставались в тени, так как не разделяли политику сегодняшней команды и рациональность использования попечительских средств. Уверен, что при смене реальной системы организации и управления Федерацией (оговорюсь – не предлагаю менять Устав), к нам так или иначе придут новые спонсоры и попечители.
YR: Как вы относитесь к текущей кадровой политике федерации?
А.П.: Вы, наверное, имеете в виду то, что Президента теперь окружают одни только женщины, даже среди ключевых фигур по управлению сборной командой и резервом? (Только исполнительный директор и генеральный секретарь еще как-то держатся). Безусловно – это сейчас бросающийся в глаза элемент, который сигнализирует о явных проблемах в кадровой политике.
Но давайте конкретно:
Что такое кадровая политика? Это три составляющих: а) подбор кадров; б) расстановка кадров и организация их эффективной работы; в) работа с кадрами в части обеспечения их мотивации и личностного роста.
Тут федерация «хромает на обе ноги». За короткий срок сменились три главных тренера, четыре или пять начальников команд в сборной команде, про непрофессионализм комиссии по выбору главного тренера я уже сказал выше. Надо честно признаться, что те проблемы в работе сборной команды, о которых пишет в своей недавней статье Владимир Николаевич, и, главное – значительное падение авторитета Федерации в глазах специалистов Минспорта – это не объективные трудности, а следствие недальновидной, непрофессиональной политики Федерации в управлении спортом высших достижений.
Конечно, надо отметить, что эти процессы начались еще до прихода Владимира Николаевича к управлению Федерацией, но он не остановил эти процессы, а еще больше усугубил. При этом он сделал еще одну серьезную ошибку: сделал ставку на единственного «гуру» - Екатерину Скудину, отгородившись от всех остальных при том, что Екатерина – талантливая спортсменка, но за свою жизнь лично не подготовила ни одного гонщика.
Не случайно Всероссийский тренерский совет (круглый стол в Сочи, октябрь 2016 года) признал работу комитета спорта высших достижений в лице Екатерины Скудиной неудовлетворительной.
Почему нет достойного резерва лидерам сборной? Потому что неправильно выбраны ключевые показатели для сборной команды по резерву. Она отчитывается не тем, сколько у лидеров достойных соперников внутри нашей страны, а числом медалей на соревнованиях. Все хорошо, просто отлично у сборной команды по резерву, а вот самого резерва почему-то нет.
Объективная картина показывает, что кадровой политики как таковой у Федерации в целом сейчас просто нет. Есть решение сиюминутных задач, а сборная команда была во многом попросту разменной монетой. Предполагаю, что кадровая политика будет одной из первых авгиевых конюшен, которые придется разгребать новому Президенту.
YR: Считаете ли вы нормальным проведение руководством федерации национальных регат за пределами страны и участие самих руководителей федерации в них? Можно ли считать, что подобная практика мало что дает массовому парусу? Или же, наоборот, она его стимулирует?
А.П.: Люди должны иметь возможность в то время, когда на территории России глубокая осень или зима, продолжать заниматься спортом в комфортных для себя условиях и в комфортной для себя компании. То, что руководитель Федерации сам участвует в каких-либо парусных регатах, (не имеет значения – каких), тоже является только плюсом, так как показывает, что он не оторван совсем от парусного спорта.
Другое дело – основой деятельности Федерации должны быть мероприятия внутри России, и чем их количество и уровень будут выше, тем выше оценка работы Федерации. Здесь вопрос в расстановке приоритетов. Проведение национальных регат за пределами страны нисколько не стимулирует развитие парусного спорта в стране, оттягивая спортсменов и мероприятия от внутреннего календаря. Исключением может быть только вариант, когда путем таких регат привлекаются иностранные спортсмены в нашу страну на наши внутренние мероприятия, либо, когда эти мероприятия проводятся в периоды межсезонья, чтобы спортсмены не теряли форму.
Объективным мерилом эффективности подобных мероприятий для массового спорта в ту или иную сторону может быть только число внутренних регат и числа участников на них. Вы заметили рост внутренней активности, связанный с проведением таких регат? Я – нет.
Второй негативный момент – такие мероприятия способствуют отрыву «монакской партии» от реальных земных проблем региональных федераций, а также уводят инвестиции за границу. К примеру, сейчас активно в регионах с иронией пересказывают новость про мастер-класс Екатерины Скудиной для детской школы в Монако – а что же не видно таких мастер-классов на Родине?
Повторюсь – любые мероприятия хороши, но в активности Федерации должна жестко соблюдаться пропорция в пользу внутренних мероприятий.
YR: Что вы скажете о программе В. Силкина и его недавнем интервью?
А.П.: Касательно программы Владимира Николаевича Силкина: в ней написано много хороших, правильных вещей, целей и намерений, и деклараций. Давайте внимательнее попробуем приглядеться к документу:
Начнем с того, что общее впечатление от программы сразу смазывается, оставляет неприятное ощущение небрежности и неуважения к читателю – авторы не потрудились объединить предыдущую и новую программу в один стройный текст, надо постоянно сопоставлять один документ с другим, убирать повторения, разбираться в противоречиях.
Если свести все воедино, то описать впечатление от этой программы можно так: «Мы несколько разочарованы». Когда мы готовили свою программу, то тщательно изучили предыдущую программу Владимира Николаевича, попытались понять, что из заявленного выполнено, что – нет, проанализировать элементы успеха, и наоборот причины невыполнения.
Выяснилось, что из семидесяти заявленных пунктов программы формально выполненными можно считать только двадцать четыре, а к двадцати двум пунктам (почти треть от всей программы) даже не притрагивались!
Конечно, можно спорить: «А как вы оценивали? Можно по-другому». Мы бы с радостью посчитали, исходя из официальных отчетов, но ведь их нет! В общем, данный документ трудно назвать программой действий. Закрадывается впечатление, что это формальный набор деклараций, подготовленных к выборам, которые и не собираются потом выполнять.
Если оценить исполнение предыдущей программы по направлениям, то можно статистически определить расклад приоритетов в программе новой. Мы попробовали это сделать, поставив по каждому пункту оценку по шкале от 0 («ничего не сделано») с промежуточной оценкой 1 («можно зачесть, что сделано») и до 2 («сделано хорошо»). Мы получили следующую характерную картину:
- Мега-проекты - 1,67
- Любительский яхтинг - 1,43
- PR и спонсорство - 0,56
- Политико-правовые вопросы (включая World Sailing) - 0,49
- Кадры и обучение - 0,47
- Парусный спорт для людей с ограниченными способностями - 0,38
- Инфраструктура - 0,30
- Спорт высших спортивных достижений - 0,34
- Детско-юношеский спорт - 0,29
- Региональная политика – 0,0
С полученной очередностью по приоритетам вряд ли кто сможет поспорить. На первом месте мы видим мега-проекты, любительский яхтинг (который включает корпоративные регаты и результаты работы комитета массового, любительского и студенческого спорта), PR и спонсорство. Базовые же вопросы, волнующие каждую региональную федерацию, и которые должны составлять главную миссию Федерации – спорт высших достижений, детско-юношеский спорт и региональная политика – абсолютно в самом хвосте приоритетов. Веет пренебрежительным циничным подходом: «региональные федерации, рядовые члены нужны только для того, чтобы проголосовать и заплатить членские взносы, а дальше мы все сами за вас решим».
Теперь давайте посмотрим на предлагаемую реформу:
В действующем уставе написано, что Федерация ведет свою деятельность через свои структурные подразделения – региональные отделения Федерации. В новом уставе написано, что региональные Федерации являются просто членами Федерации. Мелочь? Нет. В новом уставе и положении о президиуме предлагается передать полномочия по назначению Вице-Президентов от Конференции Президиуму. Это означает, что региональные федерации фактически теряют полномочия по выбору регионального Вице-Президента по своему Федеральному округу. В положении о членских взносах предлагается закрепить возможность прямого вступления физических лиц в Федерацию и уплаты туда взносов, минуя региональные федерации. Далее, предлагается закрепить минимально возможный размер членского взноса в размере 20% от МРОТ (сейчас по России это 7500 рублей, в Москве – 17 300 рублей, т.е. даже для ветеранов, инвалидов взнос должен быть не менее 1500 рублей) и передать право на установление окончательного размера членского взноса Президиуму (по предварительным оценкам будет выноситься на обсуждение сумма в размере 5000 рублей).
Что мы в итоге получаем? Три вещи:
- Практически полное исключение региональных Федераций из процесса управления Федерацией.
- Перетягивание физических лиц – членов региональных Федераций на прямое членство во Всероссийской Федерации (текущие инструменты, сайт, настойчивые рассылки настроены именно на это)
- Исключение из Федерации членов, не способных платить поднятый членский взнос – а это ветераны, пенсионеры, инвалиды, на которых во многом сейчас в регионах держится воспитание молодежи, обучение, крейсерский флот. Федерация только для платежеспособных!
Очень четко видно, что Федерация по-прежнему продолжит политику концентрации на собственных проектах в полном отрыве от региональных Федераций. Региональные же федерации нужны лишь для того, чтобы раз в четыре года правильно проголосовать и помочь продлить аккредитацию в Минспорте. Текущая же деятельность в части спорта высших достижений и детского спорта будет поддерживаться лишь на том уровне, чтобы не потерять аккредитацию в Министерстве спорта.
В общем, Федерация в итоге превращается из общественного объединения в кооператив, акционерное общество по обслуживанию узкой части частных проектов, а также в биржу для профессиональных яхтсменов и абсолютно управляемого и беспрекословного обслуживающего персонала.
Именно против вышеописанной перспективы поднимается сейчас широкий протест в регионах, в общественных организациях. Это еще раз укрепляет нас в уверенности в необходимости выдвигать альтернативную программу и команду и серьезно подойти к этому. Я думаю, что требуется кардинальная перезагрузка большинства подходов:
· Федерация должна работать на всех членов Федерации, и выполнять в первую очередь свои главные функции
· региональные федерации должны играть ключевую роль в управлении Федерацией
· руководить направлениями должны реальные специалисты, профессионалы и лидеры по этим направлениям.
YR: Кто, на ваш взгляд, является наиболее перспективной кандидатурой на должность главного тренера сборной страны?
А.П.: Если говорить о кандидатах, то я считаю, что кандидат сам должен выдвинуть свою программу, а его должна утвердить комиссия из специалистов. Я не специалист и не должен влиять на решение.
Мое мнение – сегодня на эту позицию требуется опытный организатор, с системным стратегическим мышлением. При этом ему нужна помощь команды профессионального тренерского состава, советников, имеющих соответствующий опыт управления сборной команды, когда она добивалась олимпийских медалей и т.д. В конце концов, ему нужна команда профессиональных оппонентов.
Если посмотреть на сегодняшних кандидатов, то, наверное, Наташа Федорова - наиболее подходящая кандидатура на эту должность (я давно о ней думал). Она - опытный организатор, имеет за плечами организацию крупных успешных проектов, руководство парусной академии, умеет работать с командой, людьми. Такой опыт, такие навыки в первую очередь требуются на данной позиции. Но повторюсь, ни один человек не в состоянии быть абсолютным совершенством. На нее одну нельзя сбрасывать все полномочия и всю ответственность руководства сборной – ей нужны опытные советники и главное – профессиональные оппоненты, на которых она смогла бы обкатать свои идеи и которые в последующем могли бы разделить с ней ответственность за результаты команды.
YR: Можете ли вы как-то оценить первые отклики на вашу публикацию в соцсетях?
А.П.: Я вижу, что очень значительная часть рядовых членов Федерации недовольна текущей ситуацией в ВФПС, люди хотят кардинальных изменений, устали плыть по течению. Все ждут реальных перемен в работе Федерации.
Если честно, я не ожидал того, что протестное движение настолько сильное. Это заставляет меня и собравшуюся вокруг меня команду очень серьезно готовиться к выборам – профессионально подхватить ответственность за Федерацию и ни в коем случае ничего не обрушить.
********
Полтанов Андрей Владимирович
Дата рождения: 20 октября 1968 г.
Образование: неоконченное высшее (Московский автодорожный институт) по специальности «автослесарь, электромеханик».
Военнообязанный (проходил службу в пограничных войсках)
Семейное положение: женат, трое детей (двое старших занимаются парусным спортом)
Парусная квалификация: яхтенный капитан
Спортивная квалификация: кандидат в мастера спорта СССР (парусный спорт)
Начал заниматься парусным спортом в 1979 году (яхт-клуб «Труд», Московская область), гонялся в классах «Оптимист», «Кадет», «Луч», «Финн», «Летучий Голландец». Многократный победитель и призер московских и межрегиональных соревнований, выступал за сборную г. Москвы. После прохождения воинской службы перешел в крейсерский спорт.
Один из главных основателей и лидер движения «Кто есть Кто» (основано в 2001 году) – серии массовых регат с пересадкой экипажей в классах «Луч», «Оптимист», SB 20. Организатор и основатель Русского тренировочного центра в г. Дахаб (Египет) (классы «Оптимист», «Лазер», «Парусная доска», кайт).
Один из главных попечителей детской спортивной школы №26 Москомспорта (парусный спорт), также член попечительских советов ряда других ДСШ.
Активный член Комитета Массового, Любительского и Студенческого Спорта Президиума ВФПС. На протяжении ряда лет главный организатор экспозиции комитета ВФПС на Международной Выставке «Катера и Яхты» в Москве (Moscow International BoatS how) в 2014, 2015, 2016 гг. Активно поддерживает связь и помогает развиваться региональным федерациям парусного ппорта в городах Нижний Новгород, Ярославль, Орел, Рязань, Архангельск, Мурманск, Пермь, Калининград, в республике Татарстан.
Активный участник продвижения национальных классов яхт, президент Ассоциации национального класса яхт «Луч», признанной ВФПС.
Беседовал Артур Гроховский Источник - сайт журнала Yacht Russia