Дневник «Open Russian» & По волнам нашей памяти
По мнению самого В. Кравченко, возрождение былой популярности класса «Финн» в нашей стране просто обязано было случиться, потому что он – сама история. Это первая серьезная спортивная яхта, которая смогла привести русских гонщиков к олимпийским стартам.
Валентин Манкин. Этим именем все сказано. И все-таки… Ориентир для яхтсменов, легенда для фанатов и болельщиков. Многократный Чемпион СССР по парусному спорту, победитель многих международных рейтинговых регат, Чемпион трех Олимпийских Игр, серебряный призер четвертой. Только он принес нашей стране «золото» в «Финнах».
«Финн» он впервые увидев в Таллинне на своем первом тогда Чемпионате страны 1956 года. Немногословный по натуре, в книге «Белый треугольник», ставшей своеобразным отчетом жизни, он нашел не просто определения, а воссоздал яркие образы парусного спорта. И большую часть их подсказала ему «эпоха «Финна»: «Гонка в сильный ветер – это что-то на грани двух стихий – морской и воздушной... ощущение, что в один прекрасный день яхта оторвется от морской поверхности и полетит над волнами…».
«Финн» под Манкиным, казалось, знал не только физические параметры, но и привычки своего рулевого, повиновался ему с первого такта доведенного до автоматизма приема. Одним из таких приемов было прохождение старта на скорости (старт с хода), что совсем непросто в условиях массового скопления в стартовом створе рвущихся вперед яхт. Именно так в тропическое олимпийское лето 1968 года в Акапулько Манкин в первой же гонке пролетел стартовую линию вместе с выстрелом. Финишировал третьим.
Триумфальным оказался третий день – намного опередив соперников, Валентин Манкин пересек стартовый створ первым. Затем еще один первый приход, вырванный у Раудашля Хуберта на финишной лавировке. Затем две «дуэльные» гонки, когда Раудашль уходил от поражения, а Манкин, контролируя каждый его галс и не давая вырваться вперед, приходил вторым, оттесняя самого сильного соперника на четвертое место. И – пьедестал Почета! Манкин, Раудашль, Альбарелли. Но торжественные аккорды гимна звучат в честь нашей страны!
«Финн» - это клуб на всю жизнь. Утверждение смелое, но верное. Какой совершенной не была бы техническая составляющая, во главе угла все-таки остается человек. Паруса с двумя волнами на эмблеме поднимают не просто сильнейшие из сильных, а самые одержимые.
После «Финна» им были подвластны все классы. Но «Финн» для многих так и остался единственным и неповторимым – как любимая песня, как полет наяву, как точка отсчета будущих побед. Эта сложнейшая по настройкам лодка позволяет пройти такую школу, что простая констатация факта – «Я гонялся на «Финне» - становится синонимом классности.
«Финн» демократичен и доступ многим. Нельзя не отметить хорошую форму и неиссякаемую энергию Ю. Половинкина, самого «возрастного» гонщика «Open Russian». Хотелось бы сказать еще об одном уже «семейном дуэте» на этой регате. Д. Воловик пришел в яхтинг с легкой руки своих сыновей-юниоров уже в весьма зрелом возрасте. И не просто освоил «Финн» - демонстрирует явный прогресс.
«Финн» покоряет раз и навсегда. Уже в своей первоначальной интерпретации «Финн» лаконично-спортивен по параметрам корпуса. Длина корпуса 4,5 метра. Округлый шпангоут. Мачта с такелажем заменена на просто мачту, легко крепящуюся в корпусе. Место деревянного гика достаточно быстро занял легкий, алюминиевый. По сути, благодаря шведскому конструктору Рихарду Сарби, были созданы уникальные полноразмерные чертежи для конкурса на лучший проект швертбота-одиночки для Олимпийских Игр 1952 года в Хельсинки, но и построен первый прототип современного «Финна». Однако ничего не бывает вдруг. «Финн» отбирали среди других конкурсных лодок на трех регатах – в июне, сентябре и октябре 1949-го. А окончательное решение о его преимуществах, дающих право на включение в программу Олимпийских Игр, было принято лишь в мае 1950 года, когда «Финн» покорил приемную комиссию, выиграв почти все гонки финальных конкурсных соревнований, проходившие в штормовых условиях.
Серьезная заявка. Однако действующий тренер Спортивной Школы Олимпийского Резерва «Хлебниково» С.Б.Заботин считает «Финн», предназначенный по всем характеристикам яхтсменам-атлетам, универсальным инструментом для тренировок детей, которые знакомятся с парусом впервые. Хотя речь идет скорее о тренировке сознания. «Я просто усаживаю несколько человек в кокпит, и мы выходим на внешний рейд, - делится он своим тренерским опытом, - И, как правило, вижу загоревшиеся глаза. Всё – наш человек!».
Надо сказать, что прием этот он когда-то опробовал на своем сыне. Сработало на все 100! И простая, на первый взгляд, «схема» продолжает работать во все годы его тренерской работы – с 2010 года. «Финн» не просто остается для его подопечных первым приятным впечатлением – он врывается в их жизнь. Недавно копилку наград его воспитанников пополнили две серьезные медали –15-летний К.Калиниченко взял «бронзу» на авторитетной Московской международной регате и Универсиаде. При этом и судьи, и болельщики отметили, что он имел реальный шанс подняться на более высокую ступень пьедестала Почета, хотя гонялся на старой лодке под старыми парусами. А сегодня сборная СШОР, обошедшая своих соперников на детских Первенствах Москвы в трех классах, отправляется в Севастополь. И это еще одна серьезная заявка на будущее.
Зрелые гонщики по мере возможности поддерживают молодежь. Так, по завершению гонок «Open Russian» гонщик из Великобритании подарил свой парус юниорам СШОР «Хлебниково».
… А на акватории Клязьминского водохранилища продолжают разыгрываться гоночные баталии. На спортивном календаре – 3-й гоночный день «Open Russian». Солнце, ветер и вода… Настроение бодрое, настрой бойцовский.
Сегодняшняя погода порадовала гонщиков достаточно сильным ветром, который позволил судейской коллегии провести три полноценных гонки, в ходе которых случались неожиданные рокировки. Хотя Москва не была бы Москвой, если бы ветер не гулял по акватории, давая шанс одним и отнимая его у других. Однако лидеров гонки это не коснулось. Как и в первый день сила ветра превышала 12 узлов, что позволило судейской коллегии поднять флаг «Оскар» и разрешить пампинг. Для молодежи это стало прекрасной возможностью «перекачать» многих гонщиков старшего поколения.
Впереди медальная гонка, которая распределит места среди 10 сильнейших «финнистов». Но в этом году интриги не ожидается, потому что Константин Лашук прекрасно провел регату и имеет такой запас по очкам, что ему достаточно просто выйти на старт, чтобы получить заслуженное золото регаты. А вот за остальные места ожидается ожесточенная схватка на воде.
В финал вышли Константин Лашук, Кирилл Лузан, Юрий Божедомов, Михаил Яцун, Алексей Животовский, Феликс Деникаев, Александр Кравченко, Виктор Пильгунов, Георгий Эмеретли и Василий Кравченко