Поздравляем Александра Александровича Чумакова с юбилеем!
Сегодня, 15 апреля исполняется 90 дет одному из наших знаменитых яхтсменов Чумакову Александру Александровичу, который заложил серьезный фундамент для Олимпийских медалей, завоеванных советскими спортсменами.
Александр Александрович Чумаков - неоднократный чемпион СССР по парусному спорту, четырехкратный чемпион СССР по буерному спорту, участник олимпийских игр 1952 и 1956 г.г., заслуженный тренер РСФСР, воспитал бронзового призера олимпийских игр Виктора Потапова, тренировал серебряного призера Олимпийских Игр Александра Чучелова, 3-х кратного победителя ОИ Валентина Манкина, 7-ми кратную чемпионку СССР Марину Козинцеву, и еще целый ряд известных мастеров спорта.
Ассоциация класса Финн от всей души поздравляет Александра Александровича с юбилеем и желает ему здоровья и как можно дольше оставаться с нами!
Чумаков Александр Александрович: «Ты помнишь, как все начиналось…»
«Нет места отрадней, чем гавань родная,
Для тех, кто влюблен в смелый парусный спорт
И каждый из нас о судах вспоминая,
Становится как-то по своему горд»
( Зворыкин Д.Л.)
Саша Чумаков родился в 1927 году в интеллигентной московской семье в доме на 3-й Хуторской. Отец Александр Александрович был художником, оформлял один из главных павильонов ВДНХ, а мать домохозяйкой. В семье было двое сыновей. Саша был младшим. С детства Александр очень любил воду. Каждый выходной просил родителей покататься на лодке в одном из московских парков. Постоянно крутился вокруг лодочной станции. Ему поручали выкачивать воду из лодок и за это давали возможность посидеть в лодке.
Как-то один из его друзей пригласил Александра в яхт-клуб ВЦСПС (позже ставший яхт-клубом «Труд») рядом с Зеленой гаванью, где базировались яхты Центрального водно-моторного клуба им. П.И.Баранова. С тех пор Саша “заболел” парусным спортом.
Его первым тренером стал Вадим Делакур – человек, для которого не было жизни вне паруса, вне его романтики, вне его истории и традиций. Он часами мог увлеченно рассказывать о парусном спорте. И столько было в его рассказах патриотического порыва, столько интересных исторических фактов, людских судеб, что захватывало души юных спортсменов без остатка.
С чувством благодарности Александр Александрович вспоминает своего первого тренера, укрепившего в нем эту бескорыстную, безоглядную влюбленность в парус, научившего работать и верить в то, что только упорным трудом можно добиться результатов.
Зимой в клубе изучали теорию, а летом – акваторию гавани Клязьминского водохранилища.
Начинал ходить Александр на яхте класса Ш-10. В довоенные годы он активно участвовал в соревнованиях на этом классе и однажды стал победителем Чемпионата Москвы. Основным соперником Александра в сражениях на водной глади был будущий Олимпийский чемпион Тимир Пинегин.
А дальше началась война. Его тренер в первые дни войны ушел добровольцем и вскоре погиб. В своих письмах с фронта в родной яхт-клуб Делакур просил друзей обратить внимание на Сашу Чумакова, как на талантливого парнишку.
Юность Александра Чумакова пришлась на военные и послевоенные годы, когда парусный спорт только начал набирать силу. В свои четырнадцать лет Саша возглавил группу молодежи, которая по ночам гасила зажигательные бомбы, а днем рыла противотанковые рвы.
С приближением фронта к Москве в яхт-клуб никого не пускали, однако после того, как вражеские силы были отодвинуты от столицы, в 1942-м году парусная жизнь начала возрождаться. Александр вернулся к парусу, теперь уже в яхт-клуб им. Баранова. Яхты стояли на берегу, паруса – в подвале. Выбрал себе яхту класса Р-30 и начал тренироваться и участвовать в соревнованиях. Упорные тренировки и талант сделали свое время - в классе Р-30 ему не было равных – он выигрывал все соревнования.
Шли годы упорных тренировок и соревнований, продолжались они и в зимнее время – на буерах. Став зрелым яхтсменом Александр Александрович не раз становился победителем Всесоюзных соревнований как на яхтах, так и на буерах.
В клубе у Саши был замечательный друг и наставник - Дмитрий Леонидович Зворыкин. Дядя Митяй, как за глаза и в глаза звали его все яхтсмены, человек большой скромности, прекрасный тренер и воспитатель. Мудрый наставник молодёжи, грамотный профессионал, он дал путёвку в спортивную жизнь многим яхтсменам.
Развитие советского парусного спорта после войны шло стремительными темпами. Появились новые яхты, среди них монотип-одиночка международного класса «Олимпик». На эту яхту и пересел Александр. И снова ежедневные тренировки, подготовка парусов, мачты и лодки.
Лодка должна быть его союзником, должна быть приспособлена к физическим особенностям яхтсмена, его росту, весу. И тогда любой технический прием можно доводить до автоматизма. В парусном спорте нельзя сказать, что является главным: то ли физическая сила и рост, то ли образование, то ли работа над лодкой. В парусе все до самых мелочей является главным. Рано или поздно тебе все пригодится.
Александр Александрович, по природе своей, человек аккуратный, собранный, с такой же щепетильностью относился к подготовке своей лодке, которая отвечала ему “взаимностью” и никогда не подводила. Он считал, что отличную яхту нужно уметь делать самому. Только та лодка станет по настоящему твоей, к которой ты приложил свои усилия – физические, умственные, духовные. Советом и делом помогали товарищи по команде, более опытные яхтсмены и тренеры.
В 1946 году пришел первый успех – победа на первенстве СССР. В 1948 году Александр Чумаков вновь стал чемпионом страны в классе «Олимпик». В этом классе Чумаков гонялся до 1954 года, каждый год занимая призовые места в первенстве страны.
Зимой Александр выступал в соревнованиях на буерах. Вместе со шкотовым Константином Мельгуновым он с 1946-го по 1949-й года 4 ряда подряд становился Чемпионом СССР.
Чумаков выступил в роли реформатора тренировочного процесса яхтсменов. Его тренировки на берегу (бег, гимнастические упражнения, спортивные игры) и занятия на воде (огибание знаков, хождение полными курсами, в лавировку, анализ ветровой обстановки) тщательно заранее продумывались. Они выстраивались потом в логическую систему. Тогда это было настолько необычным, что кое-кто посмеивался: «Еще один Колумб нашелся?!»
Чумаков выделялся среди всех и в быту. Он не курил и не знал вкуса спиртного. Но когда Александр Александрович на чемпионате страны победил непобедимого Ивана Петровича Матвеева, все заговорили с уважением: «Ого, а Чумаков и тренируется по науке, и побеждает по науке!»
В 1951г. была сформирована первая сборная СССР по парусному спорту, в состав которой вошел Александр Чумаков. Уже на следующий год советские яхтсмены впервые приняли участие в Играх XV Олимпиады в Хельсинки. В составе участников Олимпиады был Чумаков, который выступал на «Звезднике» со шкотовым Константином Мельгуновым.
Дебют всей сборной команды в Хельсинки оказался неудачным. У яхтсменов не было достаточного опыта выступлений в столь крупных международных соревнованиях.
Специалисты и зарубежная пресса отмечали тогда, что наши гонщики отлично стартуют, не ошибаются в стратегии. Их личное мастерство было на высоком уровне, но выступая на старых, только что, купленных (буквально за месяц до начала регаты) яхтах трудно было рассчитывать на успех.
Яхта класса «Звездный», на котором выступал Александр, была поднята со дна озера в Германии. Ее отремонтировали, восстановили, но на одном из тренировочных выходов перед регатой в сильный ветер у нее повредился киль, и это, естественно, не могло сказаться на конкурентных качествах яхты.
Александр Александрович вспоминает: «Соперников восхищало, как я рискованно гоняюсь: на полном курсе самым страшным было воткнуться в волну – вода сразу шла через палубу в кокпит и яхта была близка к затоплению. Все гонщики шли очень осторожно, а мы рисковали – шли на грани. Когда втыкались в волну, я использовал неожиданный прием - толкал шкотового в нос, и он как волнорез отсекал воду от попадания в кокпит.»
В следующем олимпийском цикле Александру Александровичу не очень повезло – он выступал на яхте собственной постройки. Древесина была не очень качественной и просушенной перед постройкой. Неудачная просушка в один из дней на берегу привела к тому, что килевую балку повело и яхта сильно потеряла в своих скоростных качествах. Это не дало показать высоких результатов.
Однако, отдавая дань мастерству Александра, его послали на следующие Олимпийские Игры (Австралия, 1956г.) шкотовым с рулевым Борисом Ильиным на яхте «Шарпи 12 кв.м.». Этот швертбот предложили в качестве олимпийского класса австралийцы, поскольку «Шарпи» был очень популярен в Австралии, но уже уходящий со сцены в Европе. Больше этот класс яхт в олимпиадах не участвовал.
Экипаж шел в гонках хорошо – после 4-х гонок они шли на 4-м месте. Неплохо показывали результаты советские спортсмены и в других классах. Но, как говорится, «нет таких трудностей, которые мы не можем создать себе сами.»
Ко второй половине регаты пришел сильный ветер. Руководитель команды же принуждал яхтсменов всемерно и порой безрассудно рисковать – он выстроил всю команду и заставил снять и сдать ему все риф-шенкели. Результат дня не замедлил сказаться – в Советской команде 2 яхты сломали мачты, одна яхта легла, Юрий Шаврин навалил на знак.
Яхта, на которой выступал Александр, в тот день легла. Его товарищ по экипажу Борис Ильин сломал в тот день 2 ребра и в последующие гонки, которые проходили при сильном ветре, не мог ни рулить, ни откренивать.
Несмотря на тот факт, что призовых мест добиться не удалось, это была большая честь выступать за страну и неоценимый опыт участия в столь значимых международных соревнованиях.
Достигнув зрелого возраста, приобретя многолетний опыт соревновательной деятельности, Александр Александрович в начале 60-х годов перешёл на тренерскую работу. За его плечами был опыт спортсмена, ему было чем поделиться с молодыми яхтсменами. Окончив школу тренеров, а в дальнейшем и институт физкультуры, Александр Александрович работал тренером в обществе «Буревестник», а затем в «Труде», а позже – старшим тренером команды Профсоюзов – кузницы кадров, которых позже во многом забирал ЦСКА ВМФ.
Среди его воспитанников Марина Козинцева, 10-кратная чемпионка СССР, Виктор Потапов, Александр Чучелов, Виктор Козлов. Как тренер он также подводил к успеху и Валентина Манкина.
Будучи именитым гонщиком Александр Чумаков делился своим мастерством с начинающими яхтсменами, никому не отказывал в помощи, совете. Поэтому уже с первых дней работы тренером он пользовался заслуженным уважением и авторитетом, проявив себя как опытный методист и наставник.
Время было тяжелое, лодок было немного (по три-четыре экипажа на одну лодку) к тому же, в основном, старые, требующие постоянного ремонта, Что уже говорить о тренерских катерах - их и вовсе не было. Поэтому во время тренировок, тренер оставался на берегу, откуда наблюдал за ходом гонки.
В то время Александр Александрович экспериментировал с телепатией и даже написал про это целую главу к своей книге.
Как человек мыслящий, Александр Чумаков понимал, что для достижения результата на международных соревнованиях нужно вести подготовку по всем направлениям. Слабым звеном у советских яхтсменов было отсутствие материальной части – лодок, парусов, мачт. Советское судостроение только начало набирать обороты. Спортсудоверфи Таллина, Ленинграда, Лазаревской выпускали спортивные яхты, но этого было мало, да и качество оставляло желать лучшего. Только яхты, построенные по спецзаказу, с участием опытных гонщиков, могли быть конкурентоспособными.
Обобщив свой накопленный опыт Александр Чумаков принял участие в строительстве лодок класса «Олимпик» и «Финн». Лодки получились скоростными. Марина Козинцева шесть раз подряд становилась чемпионом СССР на лодке построенной с участием Александра Чумакова, а швертбот класса «Финн» № 232, построенный Чумаковым, был мечтой для всех московских финнистов.
Весной 1965 года в группу Чумакова перешёл Виктор Козлов, который к этому времени уже дважды был призёром чемпионата СССР в классе «Финн».
Тренируясь в группе под руководством Александра Чумакова, Виктор Козлов уже в 1965 году становится чемпионом СССР, выиграв соревнование в дуэльной борьбе у Валентина Манкина, только что вернувшегося в ранге серебряного призёра чемпионата Европы в классе «Финн». На этом же чемпионате успешно выступал ещё один воспитанник Александра Чумакова - Виктор Потапов, который стал первым чемпионом СССР среди юниоров в классе «Финн». В последующие годы спортсмены общества «Труд», где старшим тренером был Александр Чумаков, прочно занимали лидирующее место в сборной команде, а лучший из них Виктор Потапов добился права защищать честь Родины на Играх XX Олимпиады в Мюнхене и был удостоен бронзовой медали.
Проработав более двадцати лет тренером, воспитав плеяду известных спортсменов, Александр Александрович написал книгу «Школа парусного спорта», в которой стремился обобщить многолетний опыт целого поколения сильнейших яхтсменов-одиночек, таких как В. Манкин, А. Чучелов, В. Потапов, А. Балашов.
Большая заслуга Александра Александровича заключается в том, что ему удалось обобщить бесценный опыт известных яхтсменов, приобретенный большим трудом и передать молодым тренерам и яхтсменам.
Стабильно высокие спортивные результаты в соревнованиях - это та основная цель подготовки яхтсменов, на достижение которой уходят долгие годы кропотливого труда тренеров и спортсменов. С сожалением можно констатировать, что эта цель достигается крайне редко, большой труд тренера и его воспитанников остается не вознагражденным.
Научная бригада Центрального спортивного клуба ДСО Профсоюзов под руководством А.А. Чумакова создала многофакторную систему поиска наиболее способных яхтсменов. Эту методику можно применять и сегодня, недаром говорят: «Всё новое – хорошо забытое старое».
Александр Александрович прекрасный семьянин. У него крепкая, спортивная семья, поддерживающая его во всех его делах и начинаниях.
Вот уже более полувека вместе с ним надёжный товарищ - замечательная супруга Анна Анисимовна, знаменитая спортсменка, семикратная чемпиона страны по прыжкам в воду. Их сын пошел по стопам родителей, став тренером по бейсболу.
Несмотря на преклонный возраст, и уже не крепкое здоровье, дух беззаветной любви к спорту до сих пор живет в этом прекрасном человеке.
Невольно хочется вспомнить строки, когда-то написанные его наставником Дмитрием Зворыкиным:
«Но кончилось знойное милое лето:
Снежинки на воду садятся, кружа,
Но мы никогда не забудем про это,
Как в море ходили, за шкоты держась….»