Поздравляем с юбилеем Анатолия Николаевича Кондакова
Сегодня исполнилось 70 лет Анатолию Николаевичу Кондакову, переоценить вклад которого в развитие парусного спорта в России очень трудно. Мы гордимся, что с нами такой человек.
Ассоциация класса Финн от всей души поздравляет Анатолия Николаевича с юбилеем, желает здоровья и успехов во всех начинаниях.
Представляем вашему вниманию статью из книги Олега Голобородько "Правый галс!", из которой вы узнаете чуть поподробнее об интересной жизни Анатолия Николаевича.
Анатолий Кондаков
Одной из активных сфер деятельности в обществе являются Физкультура и Спорт.
В каждом виде спорте есть свои герои. Это Чемпионы и Рекордсмены, это Призёры и Мастера. Их лица мелькают на обложках журналов, на экранах телевизоров, их фото продаются в киосках…
Их имена, образ жизни хорошо знаком фанатам.
Им подражают и на них хотят быть похожими тысячи молодых людей. Но время проходит и на смену приходят новые Чемпионы, новые Рекордсмены.
А имена героев канут в лету.
Но мало кто знает имена тружеников «невидимого фронта». Имена людей, занимающихся созданием организационных структур, обеспечением, подготовкой и проведением соревнований по различным видам спорта. Имена тех, без кого невозможно появление новых спортивных Героев.
И, один из них - Анатолий Николаевич Кондаков, человек, который внёс большой вклад в дело создания и развития парусного спорта нашей страны и, которого я знаю лет эдак под пятьдесят.
Родился Толик ровно через десять лет после первого «Чемпионата Москвы» по парусному спорту, прошедшему в 1937 году.
В этот год был открыт канал Москва – Волга со своими водохранилищами.
А, в парусный спорт Анатолий пришёл в четырнадцать лет. До этого он строил модели различных корабликов, но его всегда тянуло к настоящим парусникам.
В семье и в его окружении никто не имел никакого отношения ни к парусам ни к другим водным видам спорта. И непонятно откуда родилась эта любовь к Магическому Белому Треугольнику, которому впоследствии он посвятил всю свою жизнь.
Ещё в школе паренёк мечтал поступить в какой-нибудь яхт-клуб и всерьёз заняться парусным спортом. Однако дебют вступления на борт настоящей яхты оказался не самым удачным.
И вот, как об этом рассказал мне сам Анатолий Николаевич:
«А дело было так. Летом 1961 года я с друзьями купался невдалеке от яхт- клуба «Буревестник». Там на буйке стояла яхта «Амазонка» с изогнутой вверху мачтой. Через много лет я узнал, что это шхерный крейсер, полученный после войны по репарации из Германии.
С восьми лет я занимался в секции водного поло и, забраться на борт яхты, проплыв несколько десятков метров для меня не составило труда. Так я впервые в жизни оказался на палубе настоящей яхты.
Но триумф этой встречи был недолог. Откуда не возьмись, на берегу, появился сторож клуба и, используя нецензурную «морскую» терминологию, «шуганул» меня так, что пришлось незамедлительно демонстрировать скоростные приёмы перемещения тела по воде от яхты к берегу.
В этомгоду проходил отбор в юношескую сборную команду Москвы по морскому многоборью при ДОСААФ (Добровольное общество содействия армии авиации и флоту).
Плавание было основным критерием отбора. А, так как, к этому времени я уже хорошо плавал,то легко попал в городскую молодёжную сборную команду.
В пяти видах многоборья, были и гонки под парусами на морских шлюпках – «Ял- 4» с вооружением «разрезной фок».
Морское многоборье – замечательный вид спорта- особенно для молодёжи.
Парусные и гребные гонки на «Ял-4», плавание на 400 метров, кросс 4км. и стрельба… из винтовки.
Зимой мы тренировались в бассейне, в тире и в беге.
Как только сходил лёд на Химкинском водохранилище, тренировки переносились на открытую воду. Параллельно с тренировками в команде многоборцев, я стал ещё ходить под парусом на швертботе «Ёрш» на водной станции ДОСААФ, что была рядом с причалами Северного пассажирского порта.
Конечно, ни в какие летние лагеря и дачи я не выезжал, так как всё лето мы, с моим другом Мишкой Петровым, проводили в яхт-клубе.
«Тренером» у нас был боцман Иван Стапанович, который выдавал нам хлопчато-бумажные паруса и мы целыми днями рассекали водные просторы Химкинского водохранилища.
Отдельно детской секции в нашем небольшом клубе не было, и мы росли вместе со взрослыми, которые строили уникальные, до того времени неизвестные в нашей стране, парусные катамараны.
Естественно, и в этом мы принимали участие, в основном на подсобных работах.
Для нас это было очень хорошей школой. Взрослые помогали нам не только советом и дельными вещами, но иногда перепадало и веслом.
Как правило, было за что.
Моей мечтой было гоняться на швертботе олимпийского класса «Летучий голландец».
В то время это был самый скоростной швертбот в мире. Но это право надо было завоевать.
И заработал я это право в 1965 году принимая участие в соревнованиях самого популярного в СССР, национального класса- «М».
Я занял 11-е место из 83-х участников с присвоением 1-го спортивного разряда, и мне дали «добро» на «Летучий Голландец».
С Ромкой Шумским на «Летучем голландце» мы начали успешно выступать с 1966 года.
Теперь Роман Олегович уже сорок четвёртый год работает тренером молодёжи в яхт-клубе ЦСК ВМФ. За эти годы он воспитал много замечательных яхтсменов.
Скажу прямо, как только мы дорывались до воды,то ходили до «посинения».
Сезон 1967 года мы закончили, аж, 19 ноября, когда у берегов уже стоял тонкий ледок.
Мы довольно резво осваивали этот технически сложный в управлении класс «ЛГ» и, уже летом 1968 года завоевали звание «Мастер спорта СССР».
В Дальнейшем, мне много раз доводилось участвовать в различных регатах в классах яхт: «Финн», «Темпест», «Дракон» и «Звёздник», «Конрад 44», «Цетус», «Четвертьтонник», «Картер 30» и буерах.
Но, до сих пор самым любимым остаётся «Летучий голландец».
Самая большая яхта на которой мне довелось ходить, это шхуна «Viveka», калифорнийской постройки 1930 года, водоизмещением 46 тонн.
На гонку из Находки в Японию в 1989 году меня в качестве помощника пригласил капитан этой яхты – Мерл Петерсен.
Участвуя в гонке с экипажем из России, Новой Зеландии и Японии и, с капитаном-владельцем из США, я получил хорошую практику командования международным экипажем и огромное удовольствие хождения на яхте одновременно под пятью парусами.
Ну, хватит моей гоночной истории.
Теперь о работе:
В 1979 году меня пригласили принять участие в подготовке парусной программы «Олимпиады-80» в Таллине - Пирита.
Так я оказался в аппарате Спорткомитета СССР, в котором и проработал 10 лет а, с 1983 года – в должности руководителя Спортсудорегистра СССР.
Как сотруднику Спорткомитета, в эти годы мне доводилось участвовать в подготовке и проведении многих соревнований, крупнейшие из которых:
- регата «Дружба» 1984г.,
- «Игры Доброй Воли» 1986 года в Таллине,
- Чемпионат Мира в классе буеров «DN» в Ленинграде в 1988 г.
Конечно же было много и других дел. Всё это было моей работой.
В те же годы, было много других парусных регат, подготовка которых не входила в круг моих служебных обязанностей,но делал я их со своими друзьями на инициативном уровне:
- «Белый парус мира» (Находка – Япония),
- «Кубок залива Петра Великого» (Владивосток),
- «Онежская регата».
Это скорее было порывом, желанием поднять в 80-е годы крейсерские гонки на более высокий уровень.
Одним из основных направлений моей служебной деятельности, было координирование закупок яхт и оборудования за рубежом с производством в нашей стране.
В то время, спортивные суда и оборудование поставлялись в нашу страну из Польши на основе межправительственного соглашения.
Хорошо зная, не лучшее материальное состояние нашего парусного спорта, я старался, по возможности, расширить объём закупаемого оборудования и рационально распределять его по спортивным организациям.
Как вариант увеличения объёмов закупаемых судов, организовывались выставки Польских яхт во: Владивостоке, Находке, Риге, Таллинне, Вильнюсе, Ленинграде, Москве и даже… в Кишинёве.
Эту работу мы проводили при поддержке Вненеторгового объединения «Судоимпорт»,сотрудники которого хорошо знали о проблемах Парусного спорта в нашей странеи помогали нам во всём.
Уволившись в 1989 году из Спорткомитета СССР ( по собственной воле/без дураков), я и далее, постоянно помогал готовить и проводить парусные соревнования любого уровня.
Меня никто не заставлял и, делал я это с моими друзьями по собственной инициативе.
Доходными эти мероприятия никак не назовёшь, и на это приходилось тратить не только своё время...
В последние месяцы существования СССР, мне удалось провести экспедицию на парусно-моторных ботах из Архангельска в Ленинград.
На этот «подвиг» меня «подбил» мой старинный друг Миша Петров, с которым мы начинали жизнь в парусе.
Он уже давно работал оператором на центральном телевидении и предложил организовать экспедицию под флагом –«Пятнадцатилетний капитан».
Я договорился с директором Центрального яхт-клуба Ленинграда Геннадием Снетковым и директором Архангельского яхт-клуба Юрой Анисимовым .
Они подобрали молодёжные команды возрастом от 13 до 16 лет.
Так вот, на двух парусно-моторных ботах, постройки Соломбальской судоверфи, в июле 1991 года мы с ребятишками прошли по маршруту: Архангельск, Соловецкие острова, Беломорско-Балтийский канал, озеро Онего с заходом на Кижи, река Свирь, Ладожское озеро с заходом на Валаам, Петрокрепость и, далее по Неве, с финишем в Ленинграде.
Конечно же по пути были и приключения.
Остановившись в городе Петрокрепость у истока Невы, мы узнали, что «Питер»(Ленинград) переименовывается в Санк-Петербург.
Сегодня я не отвечу, зачем, я это делал за свои cчёт и время.
Миша Петров шёл с нами оператором и, отснял за время нашей экспедиции уникальный материал, позже показанный по центральному TV Советского Союза.
Но, я его так не увидел. Наш оператор Миша Петров не смог для меня получить от телевизионщиков, даже черновики своей работы.
Наступало время коммерции.
Самые крупные событиях в моём послужном списке:
С начала нового века:
- «Банковский кубок»,
- «Псковская парусная регата»,
- «Кубок Р.Е.Алексеева», что на Волге.
С большим удовольствием вспоминаю, как мне раз довелось помогать замечательному тренеру Светлане Кротовой в проведении детской регаты «Весёлый ветер».
Утверждаю, что название этой регаты принадлежит Светлане Кротовой.
И в год 1997-й, год 850-летия Москвы, мы провели парусную регаты в Строгино.
А Михаил Вирсис для Светланы разработал этот замечательный логотип.
Мне по жизни везёт на хороших людей. Конечно, все, в чём мне довелось участвовать, я делал не один, а со своими друзьями, которыми очень горжусь.
В 80-е годы Анатолий Николаевич занимал пост руководителя Спортсудорегистра СССР, в задачу которого входила закупка спортивных судов за границей и координация её с производством в СССР.
Одновременно с этим по его инициативе в стране формировался флот яхт «Конрад-25».
В 1981 г. Спорткомитет СССР поставил задача развития парусного спорта на Дальнем Востоке и, при активном участии А. Кондакова, в Находке и Владивостоке была успешно проведена крупная выставка Польских яхт, катеров и оборудования.
В 1984 году при поддержке руководства Приморского края, совместно с Японскими властями была проведена первая регата - «Белый Парус Мира», проходившая ежегодно вплоть до 1989 года.
Анатолий Николаевич стал одним из учредителей традиционной регаты «Кубок Петра Великого» (Владивосток).
В 2000 году братья Михаил, Василий Сенаторовы и Анатолий Кондаков, приняли решение об организации регаты «Банковский кубок». За свои 15 лет, «Кубок» оказал сильное влияние на подъём парусного спорта в нашей стране.
Последние пять лет регата проводится на озере Онего, втором по величине озере в Европе.
За свою преданность Парусному Спорту Анатолий Николаевич получил широкую известность, как умелый организатор, учредитель и активный участник многих парусных соревнований, таких как:
- - «Псковская Парусная регата»- сегодня уже 12 раз.
- - Традиционные парусные регаты на кубок создателя судов на подводных крыльях Р.Е.Алексеева
- - Традиционные Детские регаты «Мемориал Валуева».
- - И многие, многие другие.
Анатолий Николаевич Кондаков:
Инженер-конструктор, окончил Московский институт электронного машиностроения (МИЭМ)
- -Член Морского Собрания Санкт-Петербурга;
- - Мастер спорта СССР;
- - Яхтенный капитан;
- - Неоднократный призёр Всесоюзных и Всероссийских парусных регат;
- - Соучредитель регаты «Банковский кубок»;
- - Председатель Совета учредителей Псковской парусной регаты;