Поздравляем Потапова Виктора Яковлевича с юбилеем!

29 марта 2012

Потапов Виктор Яковлевич,

заслуженный мастер спорта СССР, до 1973 года выступал в классе Финн, участник Олимпийских игр (1972, 1976, 1980), призер Олимпийских игр (1972) (в классе Финн), чемпион мира (1978, 1980) чемпион Европы (1981), десятикратный чемпион СССР, кандидат наук по психологии, инструктор по спорту высшей квалификации команды парусного спорта ЦСК ВМФ.

 Потапов__.JPG

Краткая биография (в отношении класса Финн)

Родился 29 марта 1947г. на Покровке (нынешний поселок «Ново-Александрово»)

Начал заниматься парусным спортом в я/к «Труд» с 1957 года.

В класс «Финн» привел старший брат Владимир Потапов

На Финне официально выступал с 1963 года

в этом же году занял 13 место на Международной регате «Дружба»

В 1964 г. выполнил норматив Мастера Спорта, окончил школу

1965 г. – Чемпион Москвы среди юношей и взрослых, Чемпион РСФСР, Чемпион СССР (юноши)

1966 г. – Чемпион Москвы, Чемпион РСФСР, 5-е место на Чемпионате СССР, 2-е место – Международная Балтийская регата

1967 г. – Чемпион Москвы, РСФСР, на Спартакиаде СССР, к сожалению, не участвовал по чьему-то решению, 13-м на Вернемюндской регате (ГДР) (первый выезд), Чемпионат Мира – 71 место.

1968 г. – Международная регата, Болгария – (1-2) место (разделили с Манкиным)

1969 г. – Чемпион Москвы, РСФСР, 2-е место – Чемпионат СССР

1970 г. – Чемпионат СССР - 1-е место, Кильская регата – 8, Чемпионат Мира – 36, Чемпионат Европы -14

1971 г. – Спартакиада СССР - 1-е место , Кильская регата – 4, 5-место – Чемпионат Европы

1972 г. – Олимпийские Игры -3-е место,Кильская регата - 10

Примечание: На Олимпиаде в 1972-м году был сильнейшим гонщиком (это при весе 73 кг и росте 1,75 м!) и лишь нелепые случайности (поломанный при буксировке пярнетс, зашедший на акваторию гонок паром, захват заложников во время Олимпиады) сместили его с уверенной первой позиции на третье место.

В 1973-м году перешел в класс 470, в 1976 году перешел в класс Торнадо, в котором выиграл Чемпионат Европы и дважды Чемпионат Мира.

Защитил кандидатскую диссертацию по психологии.

В настоящее время активно участвует развитии парусного спорта.

 

 

фотографии из личного архива В.Я. Потапова

 

К юбилею знаменитого гонщика (65 лет) публикуем интервью Виктора Яковлевича журналу YachtsinRussia (сентябрь 2010 г.)

«Шапочка у меня есть фартовая»

О своих победах рассказывает Виктор Потапов.

Интервью любезно предоставлено журналом «Yachts in Russia» (выпуск Сентябрь 2010)

Капитан второго ранга ВМФ, кандидат педагогических наук, двукратный чемпион мира, бронзовый призер Олимпиады и трехкратный участник олимпийских регат, чемпион Европы, 16-кратный чемпион страны ─ и все это Виктор Потапов. Мало кто знает, что он был первым нашим яхтсменом, завоевавшим золотую медаль на мировом первенстве. Корреспондент YR побывал в гостях у одного из самых титулованных отечественных мастеров паруса.

 

YR: Прекрасно выглядите, Виктор Яковлевич! Судя по всему, вы в отличной форме и до сих пор продолжаете гоняться.

В.П.: Да, продолжаю участвовать в соревнованиях и не собираюсь заканчивать. Просто не мыслю свою жизнь без паруса. Это моя первая любовь. Но все же не единственная в спорте. Я ходил на лыжах, занимался также буерным спортом, борьбой, футболом, шахматами.

YR: Шахматами?

В.П.: Да, у меняя даже ничья с Ботвинником в послужном списке имеется.

YR: И как это вам удалось не проиграть Михаилу Моисеевичу?

В.П.: Был я тогда молодым, работал на режимном заводе и выступал за «Труд». И вот как-то приехал в кассу общества получить стипендию в размере 60 рублей. А бухгалтерша перед моим носом закрыла кассу на обед. Смотрю: рядом невзрачный мужичок стоит и что-то себе под нос бурчит, тоже недоволен. Я ему в ответ: «А Вы фишки-то хоть переставлять умеете?» Ну сели в красном уголке, начали партию, играем, и тут приходит Вячеслав Васильевич Хапунцев (председатель общества «Труд», его все боялись: крутой мужик был) и говорит моему сопернику: «Михаил Моисеевич, можно вас на пару слов?» А тот мне в свою очередь: «Согласен на ничью?» Я и согласился. Чуть позже Хапунцев меня встречает и спрашивает: «Вы все такие, яхтсмены, умные?» ─ «А что такое?» ─ спрашиваю в ответ. «Да ты хоть знаешь, с кем ты играл?» ─ «Понятия не имею». ─ «С Ботвинником!»

YR: С вашим кругозором и опытом прямая дорога в тренеры. О тренерской карьере не думали?

В.П.: Думать-то думал, и не раз, потому что и педагогику, и психологию перелопатил. Желание было,не было возможности. Не дали мне шанса реализовать себя на тренерском поприще. Когда я закончил свою спортивную карьеру, меня приказом замминистра обороны послали руководить всеми водными видами спорта страны Вооруженных сил - от Камчатки до Балтики. Вся «вода» у меня была в подчинении! То есть я стал чиновником, а не тренером… Позже, когда закончил службу на Северном флоте и вернулся в Москву, все академии обошел, вплоть до милицейских. Но и там мои знания и опыт оказались невостребованными. Как только узнавали, что я со степенью и титулами, говорили: «До свидания…»

YR: Почему?

В.П.: Ну представьте: сидит себе заведующий кафедрой, подполковник или полковник, а тут заявляется к нему человек со знаниями, степенью, да еще и спортсмен действующий, он ведь в итоге и подвинуть его, бедолагу, с насиженного места может. Кому такое может понравиться? С другой стороны, я не жалею, что 12 лет проработал в администрации родного города Долгопрудного ─ был заместителем председателя и председателем городского спорткомитета.

YR: А как получилось, что вы, сугубо гражданский человек, стали офицером ВМФ?

В.П.: Очень просто. Меня давно звали в ЦСК ВМФ. Обещали и деньги, и импортную мат.часть. Так я и стал офицером. Заканчивал службу на Северном флоте, кстати. В отставку ушел капитаном второго ранга. К слову, одновременно со мной в ЦСК ВМФ был призван наш легендарный ватерполист Александр Кабанов и многие подающие надежды гребцы. В этом обществе, надо сказать, было лихое руководство. Ловко таланты к рукам прибирало. Но и результаты были соответствующие - немало золота на крупных соревнованиях было завоевано.

YR: Как вы думаете, может ли российский парус выйти на прежние позиции?__

В.П.: Очень надеюсь на это. Парус ─ своеобразный вид спорта. Его трудно сравнить с каким-либо другим. Его сложно сделать массовым в обычном понимании слова. Американцы говорят: «Вы, европейцы, любите футбол смотреть, а у нас на яхтах любят ходить. У вас сто тысяч человек смотрят, как 22 человека играют. У нас все наоборот: ходят под парусом 100 тысяч, а 22 человека обслуживают!» Вот и вся разница. А успехи можно вернуть только через массовость! Чем больше будет людей гоняться, тем больше будет чемпионов. Это аксиома. Вот есть водоем, и надо сделать так, чтобы в нем ребятишки гонялись. Ну не только же в них купаться и рыбу ловить! Надо строить яхт-клубы. Как сказал гениальный Аркадий Райкин: «Выпусти детей вместе гулять, и что они начнут делать? Соревноваться! Соревноваться…»

YR: Ваш первый Олимпийский класс ─ «Финн». Именно в этом классе советские спортсмены добились наибольших успехов. Вспомним серебро Александра Чучелова на римских Играх в Неаполе 1960 года, мексиканское золото Валентина Манкина 1968 г., вашу бронзу 1972 года, завоеванную в Киле, серебро Андрея Балашова в Монреале 1976 года и таллинскую бронзу 1980 года. В чем секрет?

В.П.: В том, что индивидуально мы были сильны, а в этом классе яхты разыгрывали по жребию, и поэтому материальная часть не играла решающего значения. Тут все индивидульно. Тому же Балашову, например, здорово повезло. Мы гонялись с ним на одной дистанции, и я стартовал раньше него на 10 минут и показывал ему, куда ходить, а куда не ходить. Кстати, выиграл Олимпиаду 1972 года немец Йоханн Шуманн. Я ездил потом в ГДР, и он мне признался, что многому научился у меня. Наверно, это звучит нескромно. Титулов-то у него больше. Но тут надо учесть, что мы выезжали всего два-три раза в год за границу. В том же классе 470 я ни в одном чемпионате Европы не участвовал. На одном чемпионате мира, правда, удалось засветиться. Но случайно: по дороге на Олимпиаду заехали в Америку и там погонялись. Так что шансов у нас что-то выиграть было меньше.

YR: Кажется, вы вообще какое-то время были невыездным?

В.П.: Если честно, то вспоминать о том случае мне совсем не хочется…

YR: Но это же интересно!

В.П.: Ничего интересного. Банальная история времен СССР. У Андрея Балашова как-то целый месяц дома жил французский приятель - Гаель Гербель. Он нам всячески помогал в наши приезды во Францию. Но когда-то давно, на наше несчастье, Гаель был сотрудником французской контрразведки. Наши кагебэшники, естественно, это знали. И вот Гаель прислал мне поздравительную открытку на Новый год, причем не из-за границы, а из СССР, от Балашова. Мне выезд и закрыли на шесть месяцев. А Балашову, кстати, нет.

YR: Давайте сменим тему. Вы ведь кандидат педагогических наук…

В.П.: Я начал писать диссертацию после окончания технического института МИРЭА, и моим научным руководителем был отец советской спортивной психологии ─ академик Петр Антонович Рудик. Это про него Владимир Высоцкий пел: «Академик Рудик ловит контра ФРГ». Так вот он мне сказал перед началом работы: «Хочешь по настоящему разобраться в психологии ─ давай с тобой будем учиться, а если хочешь просто защититься, то у тебя и оппонентов не будет». Я решил заняться серьезно и восемь лет писал диссертацию. Кстати, оппонентом моим на защите был знаменитый хоккеист Вячеслав Старшинов и олимпийский тяжелоатлет Аркадий Никитович Воробьев.

YR: Как звучала тема вашей диссертации?

В.П.: «Подготовка яхтсменов высшей квалификации к соревнованиям с учетом психологических факторов».

YR: Что в системе подготовки советских яхтсменов и спортсменов вообще вам не нравилось больше всего?

В.П.: Постоянные сборы. Монотонные, долгие, изнуряющие. Мне такие сборы, кроме вреда, ничего не давали. Их было слишком много. Да и материальную часть мы во время этих сборов только гробили. Я это уже тогда понимал. У меня был такой уровень мастерства, что я самостоятельно мог готовиться к соревнованиям и сам мог решить, сколько мне надо тренироваться. И результат я обеспечивал, когда мне давали время для отдыха. А когда «передыху» не было, меня «зашкаливало». Да и не только меня одного. Ну нельзя всех под одну гребенку грести!

 

YR: А в чем «зашкаливание» выражалось?

В.П.: Начну с того, что в 1967 году меня не пустили на Спартакиаду народов СССР. Я в тот год в «Финне» выиграл чемпионат России за явным преимуществом и уже съездил в ГДР. Это был мой первый выезд за границу в Варнемюнде. В советские времена было правило ─ для выезда в капстраны надо было для начала посетить соцстрану. Мне для поездки в ГДР пришлось даже с завода уволиться. Выступал я тогда уверенно, несмотря на то, что выступал на общественной матчасти. А чиновники решили по-своему. Я имею в виду Спартакиаду. Прокатили, так сказать, меня… И это после того, как у нас разница на регате в Германии с Манкиным была в три очка! В общем, Валя победил на Спартакиаде, а вместо меня на Олимпиаду с ним поехал другой яхтсмен, который готовился на Родине. Таково было решение чиновников из федерации. Не сорви мне они ту Спартакиаду, я уже в 1968 году мог бы свободно конкурировать с Манкиным.

YR: Обидно было?

В.П.: Не то слово! Ведь в 1968 году в Акапулько был слабый ветер, а я в такую погоду мог ходить с закрытыми глазами и побеждать. Ну а потом, в 1972-м году, мы готовились к Олимпиаде ─ два с половиной месяца в Риге безвылазно. Звоню оттуда в Москву начальнику управления водных видов спорта Н. Русаку (впоследствии он занял пост председателя Спорткомитета СССР), злой, уставший, в четыре утра, и говорю: «Ну сколько же можно?!» А он мне отвечает так вальяжно: «Витя, да Рига для тебя Родина! Тренируйся». Я в ответ на его реплику запустил телефоном в стену. Нас же там травили самым настоящим образом. Мы всей командой написали письмо-протест, все до единого подписались, так нас за это хотели в больницу упечь мол, дизентерия. Только Валька Манкин позволял себе все, что хотел. То он машину уехал покупать, то шкотовый Виталий Дырдыра в Академию экзамены сдавал…Он за время сборов уезжал домой несколько раз и отбора на Олимпиаду у него не было. Я был в Профсоюзах, а тогда жаловались только Вооруженные Силы, куда Манкин вовремя «продался».

YR: Неприкасаемым был?

В.П.: Точно. Вот он и выиграл Олимпиаду! Притом что на дистанции дул слабый ветер, а я при таких условиях считался магом и волшебником, мне достаточно было выйти на старт. А в классе «Финн» на регатах на старт выходили 190 участников. На Олимпиаде попроще было. Но нас так замучили на сборах, что в слабый ветер я не уложился в контрольное время!

YR: Но в Киле в 1972 году вы все же завоевали бронзовую медаль!

В.П.: Александр Чучелов гонщик из Эстонии - посоветовал мне перед последней гонкой: «Витя, надо медаль зацепить, хотя бы бронзу, а потом само пойдет». Я его и послушал. После трех гонок был лидером, но шел не так, как обычно гонялся, решил все делать надежно - обычно я рискую, веду себя на воде вроде свободного художника. Эх, наверное, надо было рискнуть. Мог бы выиграть.

YR: В 1976 и 1980 годах вам чуть-чуть не хватило до медали. Что произошло?

В.П.: В 1976 году мы набрали одинаковое количество очков с одним из соперников в борьбе за третье место. Сейчас за такой результат медали уже даются, а тогда были другие правила... Перед последней гонкой мы были вторыми, а первым шел новозеландский яхтсмен. Тренер мне говорит: «Вот у тебя все плохие начальники, тренера, новозеландец. Но он первый, а ты второй», ─ с издевкой так говорит. И перед самым стартом! Я беру старт и спрашиваю Балашова: «Андрюха, куда мне уходить?» Он отвечает: «А вот ты мне через 10 минут все покажешь - куда надо идти, а куда не надо». Стартовал я отлично, веду гонку и спрашиваю Сашку (мой родной старший брат, шкотовый): «Где новозеладндец?» ─ «Да он рванул влево, в самый край ушел», - отвечает. И я вместо того, чтобы идти прежним курсом, пошел за ним. Над озером Онтарко ветер крутил до 35 градусов, и мы оказались не в той стороне. На первый знак вышли проигрывая лидерам почти бакштаг. Тем не менее после полных курсов (бакштагов) почти догнали их. И тут влетаем в крутую волну, которая нас накрывает (озеро Онтарио непредсказуемое): воды в лодку набрали, фалы запутались, рвутся. В общем, не хватило чуть-чуть до медали ─ мимо знака проехали. Лучше уж перевернулись бы тогда.

А в 1980-м я по большому счету спас престиж парусной программы Олимпиады. Да-да, своим проигрышем. Я в 1980-м и чемпионом Мира стал. На Йерской регате показал абсолютно лучший результат среди всех классов, и Суперкубок завоевал, и Кубок мира выиграл. Представьте себе: чемпион мира дома не может в тройку войти! Значит, борьба серьезная идет за медали. В Таллине же почти одни «демократы» выступали ─ западные страны бойкотировали Олимпиаду. В классе «Торнадо» в основном они и гонялись! В ЦК на меня потом наехали, а я сказал: «Ну была бы еще одна медаль у нас. 81-я по счету. И что? Страна и Олимпиада от этого выиграла бы?»

 

YR: Зато вы стали чемпионом мира совсем в других условиях - в 1978 году в Англии.

В.П.: Да, соревновались мы в сентябре в Веймуте, там, где пройдет олимпийская регата 2012 года. 75 участников было. Помню, что 15 из этих экипажей были английскими. Из соцлагеря ─ только я и один поляк. Главным фаворитом был, разумеется, англичанин ─ Реджинальд Уайт, многократный чемпион мира. Вот с ним мы и тягались. Все сложилось для нас удачно. К последнему дню мы практически себе обеспечили первое место. И впервые в истории нашего парусного спорта стали чемпионами мира! А класс «Торнадо» в парусе «Формула-1». Удивлен, что его исключили из олимпийской программы. Ведь живем в век скоростей, и убрать самый быстрый класс… Наша Федерация не доработала.

YR: Прошло два года, и в Новой Зеландии вы защитили чемпионский титул...

В.П.: То первенство мира проводилось в феврале в Окленде. У нас была чужая лодка ─ швейцарца Вальтера Штайнера. Он тогда не приехал, я ему позвонил, спросил разрешения воспользоваться его судном. Немцы, австрийцы и швейцарцы были, между прочим, против, чтобы я на его лодке гонялся. Протестовали. Помню также, с акклиматизацией проблемы возникли. Но нас трудностями не испугать, и второе золото мы взяли.

 

YR: Какая гонка запомнилась вам больше всего?

В.П.: Предолимпийская регата в Таллине 1979 года. От каждой страны приехало по два сильнейших экипажа. Состав был сумасшедшим! Олимпиада 1980 года не шла с ней ни в какое сравнение. И я выиграл эту регату. Ну и чемпионат мира 1978 года тоже, конечно, запомнился.

YR: А палки вам в колеса вставляли?

В.П.: Да всякое бывало. Выигрываешь гонку за явным преимуществом, а в итоге ее отменяют. В 1972 году на Олимпиаде у меня кольцо на «Финне» выскочило, а там болтов штук 10, и они все разом не могли сами по себе открутиться в этом я уверен до сих пор.

 

YR: Решение уйти из спорта приняли сами?

В.П.: Если бы. В 1985 году на катамаране я выиграл чемпионат Союза, показав абсолютный результат. И меня решили перевести в «Звездный» ─ для укрепления, а на «Торнадо» посадить молодых ребят. Надо ─ так надо ─ я согласился. В свое время я так и в класс 470 перешел. Однако предупредил, чтобы все было на государственном уровне ─ соответствующая лодка, паруса и открытый календарь соревнований, чтобы я хотя бы два─три раза в год выезжал за рубеж гоняться, чтобы мог сам видеть конкурентов и сравнить, могу ли я с ними гоняться на равных. Мне все пообещали, а потом обманули. Лодку дали, в которой лягушки квакали, мачту из трех частей и паруса после десятого аборта...

YR: И что вы сделали?

В.П.: Так я с Сашкой Музыченко (мой шкотовый, олимпийский чемпион 1980 года) и Колей Смирновым (тоже мой шкотовый, они поочередно со мной ходили) вытащили старую лодку из сарая, уже сеном заваленную и водой залитую, мачта ─ из трех частей, мы ее в Сочи варили (а там никакого производства). Однако отбор я все равно выиграл. Но на Европу, а потом – и на Олимпиаду опять поехали другие. А в 1992 году меня, чемпиона СНГ, прокатил лично Виталий Смирнов, хотя сам подписывал документы по отбору, и меня как Олимпийца представлял первый зам. Олимпийского Комитета Олимпийский Чемпион Владимир Васин!

 

YR: Что для вас было самым сложным в спортивной карьере?

В.П.: Я, как правило, с самим собой боролся. Ну хотя и с природой тоже. Она надо мной любила пошутить. То ветер слабый, то шторма. А на «Финне» даже тонул и среди акул поплавал...

YR: Серьезно?

В.П.: В Новой Зеландии дело было. Старт гонки постоянно переносили, а жара страшная стояла, и я решил искупаться. Плаваю, и тут мне орут: «Акулы, Яковлевич!» Я пулей из воды и вылетел. И действительно акулы рядом плавали.

YR: Чем вы гордитесь помимо медалей?

В.П.: В жизни – сыном и внуком. Сын по молодости занимался парусом, но потом пошел в авиацию, а внук стал мастером спорта, сейчас в институт поступает. А в парусе - тем, что гонялся с самим Жаком Рогге (президент Международного олимпийского комитета. - Прим. YR). В 1971 году это было.

YR: Ну и каким он яхтсменом был?

В.П.: Одним из ведущих финнистов Мира и всегда с безупречной во всех отношениях материальной частью.

YR: Один мой знакомый яхтсмен сказал, что парусный спорт ─ это шахматы на воде.

В.П.: Красиво сказано... Я как-то в разговоре с Рудиком заметил: «Парусный спорт такой сложный, что никто в нем ничего не понимает. Но шахматы ─ психологический вид спорта, еще сложнее нашего». Он мне ответил: «Виктор, шахматы по сравнению с парусом ─ простая арифметика, детский лепет. У шахматистов освещение одинаковое, и ходят они по определенным правилам. А вы в каких условиях соревнуетесь?» Этот разговор состоялся у нас, когда я собирался уходить из аспирантуры.

 

YR: Спортсмены люди суеверные. У вас тоже были свои приметы?

В.П.: А как же! Обязательно. Шапочка у меня есть фартовая! До сих пор в ней гоняюсь. Шерстяная. Не бейсболка какая-нибудь.

 

YR: До Олимпийских игр в Лондоне осталось два года. С одной стороны, немало, но, с другой ─ не так уж и много. Как считаете, будут у нас там медали в парусе?

В.П.: Мне хочется верить, что будут. Сейчас чуть ли не в любом киоске можно купить карту акватории, где будут проходить соревнования яхтсменов, с очень подробной информацией о погодных условиях, течениях... Купил такую карту ─ и готовься себе спокойно, все нарисовано и обозначено, не то что в наши времена. Главное - думать не ленись. По сути Олимпиада – в парусе самая простая регата: участников меньше чем в любой другой.

YR:  главный тренер сборной России Сергей Джиенбаев при своем назначении заявил, что нам при правильном подходе хватит двух─трех лет, чтобы приблизиться к ведущим мировым державам. Это реально?

В.П.: Ну я уже сказал: нужна массовость. Настоящие гонщики будут, если соревнования будут массовыми. Чем больше на старте лодок, тем выше конкуренция, тем больше шансов для того, чтобы появился мастер. Никакой супертренер не сможет научить побеждать без соревнований..

 

Добро пожаловать, Гость!
ВКонтактеFacebookОдноклассникиЯндексGoogleMAIL.RUTwitter

  все видео о классе ФиннОфициальный представитель Devoti Sailing в РоссииМагазин спортивной экипировки H2O - скидки для членов Ассоциации класса ФиннВнешТрейдСервис - официальный партнер Ассоциации класса Финн по поставке оборудования и снаряжения для организаций

Скоро день рождения

04 января
Ларионов Егор

05 января
Маханек Ян