Программа развития парусного спорта в России

01 ноября 2012

Учитывая то, что класс Финн является олимпийским классом, и его развитие тесно взаимосвязано с развитием всех инфраструктур, работающих в парусном спорте в нашей стране, Ассоциация класса Финн подключилась к рабочей группе ВФПС по разработке программы развития парусного спорта на 2012-2020. Фундаментом любой программы является правильное и четкое определение базовых целей программы. Представляем Вашему вниманию и на ваше обсуждение базовую часть проекта программы - анализ и главные цели программы развития парусного спорта в нашей стране. 

 

 

 

Цели и задачи программы развития парусного спорта 2012-2020 в России

 

Преамбула:

Парусный спорт является уникальным видом спорта, поскольку воспитывает в человеке помимо общих спортивных черт, таких как  физическая подготовка, упорство в достижении цели, еще целый ряд дополнительных важных качеств, остро востребованных обществом: эрудиция и широкий спектр технических знаний в областях свойств различных материалов, знания основ гидро и аэродинамики, метеорологии, навигации, ответственное добросовестное отношению к делу, и самое главное - навыки принятия быстрых решений в экстремальных условиях при необходимости учета большого числа постоянно меняющихся факторов. Поэтому парусный спорт является не только хорошим средством воспитания здорового образованного разносторонне развитого поколения граждан, установления культурных отношений внутри и вне страны, но и серьезным источником для воспроизводства и подготовки кадрового резерва руководящего состава во всех отраслях хозяйства страны. Это обуславливает важность развития именно парусного спорта для страны.

Миссия настоящей программы – выстраивание и развитие системы парусного спорта, адоптированной под современные условия, цель которой - воспитание здорового образованного разносторонне развитого поколения граждан, развитие культурных связей и подготовка кадрового резерва руководящего состава для всех отраслей хозяйства страны.

 

Основными критериями успешности развития данной системы устанавливаются следующие показатели:

1)      Качество:

a.  Качество подготовки яхтсменов, оцениваемое по квалификациям согласно внутренним и международным нормам и стандартам,

b.  стабильно высокие спортивные достижения Российских спортсменов на международных соревнованиях,

2)      Количество: массовость парусного спорта в широких слоях населения, выражаемая в количестве спортивных мероприятий на территории России и представительности регионов и числе задействованных в мероприятиях спортсменов.

 

 

I. Анализ:

Советские спортсмены занимали лидирующие позиции в мировых рейтингах и регулярно и стабильно завоевывали высокие места и медали на Континентальных и Мировых чемпионатах и на Олимпийских Играх. Российская школа подготовки спортсменов-парусников считалась одной из самых передовых и ее взяли за основу многие сильные парусные страны, такие как Германия, Австралия. С развалом СССР и перестройкой системы государственного управления также со временем произошла и деградация результатов Российских спортсменов на международных соревнованиях. Очевидно, что причиной деградации стали произошедшие изменения в системе управления государством и в системе развития спорта. Восстановление высоких результатов Российских спортсменов на международном уровне можно пытаться делать на базе зарубежных примеров, однако в этом случае высок риск того, что зарубежные модели, если их полностью переносить на Россию, не учитывают и не приспособлены под Российские условия (государственное регулирование, существующая инфраструктура). Гораздо эффективнее будет проанализировать произошедшие изменения имеющейся сейчас системы и продумать – как ее восстановить и адоптировать к новым условиям.

 

Анализ советской системы подготовки спортсменов:

1)      Финансирование: Главный и единственный источник финансирования – государство через

a.       Центральные Советы, ДСО (Министерства, Армия)

                                                              i.      Яхт-клубы

1.      ДСШ, ДЮСШ,

2.      СДЮСШОР

3.      взрослые секции

b.      ЭШВСМ,

c.       сборные команды профсоюзов, ЦСКА

d.      молодежная сборная команда,

e.       основная сборная.

2)      Система движения человеческих ресурсов в системе спорта

image001.gif

Основная часть спортсменов, вышедших из СДЮСШОР, ШВСМ, не попавших / не пошедших или вышедших из сборной, оставались в спорте во взрослых секциях и

a)      продолжили составлять конкуренцию на внутренних соревнованиях

b)      составили кадровый резерв для тренерского состава

c)      составили кадровый резерв для судейского состава.

d)     составили костяк преподавательского состава системы обучения рулевых/судоводителей

Тем самым потраченные и вложенные в широкий массовый круг спортсменов на начальном этапе средства не терялись с уходом людей из спорта наивысших достижений, а продолжали работать на воспроизведение новых спортсменов и на обеспечение необходимой среды внутри государства.

(Аналогично инженерному решению в теплоэнергетике, когда отходящий пар используется для предварительного подогрева подводимого теплоносителя)

 

1)      Система обучения

a.       Начальную подготовку «юный рулевой», «рулевой 3-го класса» осуществляли ДСШ, ДЮСШ

b.      Подготовка рулевых 2-го и 3-го класса производилась на специализированных курсах. Допуск к обучению осуществлялся через

                                                              i.      рекомендации школы,

                                                            ii.      ценз морской практики под руководством взрослых спортсменов

2)      Система спортивной подготовки:

a.       ДСШ  - Начальное обучение, тактическая подготовка на детских классах «Оптимист», «Кадет»

b.      ДЮСШ, ДЮСШ - совершенствование навыков на классах, подготовительных к взрослым (луч, лазер, 420), соревновательная подготовка

c.       СДЮСШОР, ШВСМ – переход на взрослые олимпийские классы

                                                            i.       освоение техники – юниорские соревнования

                                                            ii.      приобретение мастерства на участии во внутренних взрослых соревнованиях. (Взаимодействие со старшими спортсменами с молодыми обеспечивало передачу культуры и опыта.)

d.      Молодежная сборная – совершенствование мастерства, резерв сборной

                                                            i.      приобретение опыта на выездных международных юниорских соревнованиях

                                                            ii.      переем опыта у основной взрослой на совместных сборах и взрослых соревнованиях

e.       Основная сборная – вывод на высшие спортивные достижения

 

Произошедшие изменения

1)      Инфраструктура

a.       Яхт-клубы в большинстве случаев перешли в частные руки

b.      Произошло перепрофилирование большинства яхт-клубов

c.       Сохранились в основном только ДСШ, ДЮСШ, ШВСМ, оставшиеся в системе мин.спорта

2)      Ресурсы

a.       Разрушена система ДСО, отраслевого финансирования спорта

b.      Государством поддерживаются только ДСШ и подразделения системы спорта высших достижений (СДЮСШОР, ЭШВСМ, молодежная сборная, сборная) – крайне сужена база

Разорвана система движения человеческих ресурсов – «Пар уходит в свисток»

image002.gif

В результате глобального сокращения основной базы массовой подготовки спортсменов и крайнего сужения ресурсов «лифта» подъема по спортивной лестнице до ограниченного числа спортсменов, выбранных еще на этапе отбора в юношах, сборная команда испытывает жесточайший кадровый голод как в виде резерва, так и в виде тренерского состава.

image003.gif

 

В итоге система а) лишилась здоровой внутренней конкуренции и внутреннего резерва на взрослых этапах, б) стала крайне зависима и уязвима (ставки и ресурсы вкладываются не в систему, а в конкретные персоналии, которые могут заболеть, уйти из спорта и т.п. плюс они становятся демотивированы к росту ввиду отсутствия внутренней спортивной конкуренции).

 

1)      Произошел разрыв в системе спортивной подготовки – выпали ряд важных звеньев (отражены красным и зачеркнуты) и появился существенный разрыв между молодежной сборной и взрослой сборной:

a.       ДСШ  - Начальное обучение, тактическая подготовка на детских классах «Оптимист», «Кадет»

b.      ДЮСШ, ДЮСШ - совершенствование навыков на классах, подготовительных к взрослым (луч, лазер, 420), соревновательная подготовка

c.       СДЮСШОР, ШВСМ – переход на взрослые олимпийские классы

                                                            i.       освоение техники – юниорские соревнования

                                                            ii.      приобретение мастерства на участии во внутренних взрослых соревнованиях. (Взаимодействие со старшими спортсменами с молодыми обеспечивало передачу культуры и опыта.)

d.      Молодежная сборная – совершенствование мастерства (осталось в основном только в юношеских разрядах), резерв сборной

                                                            i.      приобретение опыта на выездных международных юниорских соревнованиях

                                                            ii.      переем опыта у основной взрослой на совместных сборах и взрослых соревнованиях

e.       Основная сборная – вывод на высшие спортивные достижения

 В дополнение к этому произошло а) «сползание» специализации молодежной сборной от взрослых классов к молодежным, б) разобщение основной и взрослой сборных (нет передачи опыта от взрослых спортсменов к молодым), в) дистанцирование обеих сборных от соревнований внутреннего календаря, г) сокращение финансирования всех цепочек спортивной подготовки

 

Вывод: существующая государственная система в существующих условиях стала не способна самостоятельно вывести систему подготовки на необходимый уровень. Требуются дополнительные внешние как материальные, так и организационные и кадровые ресурсы.  

 

Возможные дополнительные ресурсы:

  1. Более эффективное взаимодействие с государственными, муниципальными бюджетами 
    1. Правильное регулирование может открыть возможность для дополнительных каналов финансирования командирования команд, спортсменов
  2. средства самих спортсменов, судовладельцев, родителей (самый широкий и объемный ресурс)
    1. Переход от общественной к частной собственности открыл возможность к тому, что взрослые спортсмены после ухода из юношеского спорта и спорта высших достижений могут приобрести собственные яхты и проводить собственные мероприятия. На сегодня необходимо переключать менталитет спортсменов от потребительской позиции на то, что они должны также вкладывать собственные средства в свое занятие спортом. Мотивирование частных владельцев, взрослых спортсменов на общественное объединение в клубы, ассоциации и правильное взаимодействие с ними способно заполнить образовавшийся провал во взрослом спорте и расширить базу финансирования детско-юношеского спорта через родительские попечительские советы школ. 
  3. средства предприятий, отраслевые программы
    1. Многие отрасли, предприятия, заведения, заинтересованные в оздоровлении своего коллектива, имеют и выделяют существенные ресурсы на развитие спорта у себя. Правильная работа с ними могла бы привлечь часть этих ресурсов на парусный спорт. 
  4. меценатство, попечительские советы - один из инструментов финансирования крупных мероприятий, центральных координирующих функций и целевых программ.
  5. спонсорские средства(В ряде случаев – один из инструментов дополнительного финансирования спортивных мероприятий.)

 

 

 

Однако для привлечения этих ресурсов требуется перестройка системы управления с переходом от распределительной к регулирующей роли.

 

 

В итоге основными целями программы развития должны стать

 

  1. сохранение имеющейся и возрождение новой инфраструктуры для занятий парусным спортом широких слоев населения, повышение массовости
  2.  восстановление и укрепление всей цепочки спортивной подготовки спортсменов от детских классов до выступлений во взрослых разрядах олимпийских классов.
  3. Возрождение стабильной надежной системы подготовки высоких спортивных достижений через восстановление системы движения человеческих ресурсов.  
  4. Объединение всех ресурсов: эффективное и бережное использование имеющихся кадровых, финансовых ресурсов (через эффективное взаимодействие с государственной структурой, правильное выстраивание кадровой политики), активное привлечение и объединение внешних (негосударственных) ресурсов (в первую очередь - собственных средств спортсменов, отраслевых программ).

 

 

Добро пожаловать, Гость!
ВКонтактеFacebookОдноклассникиЯндексGoogleMAIL.RUTwitter

  все видео о классе ФиннОфициальный представитель Devoti Sailing в РоссииМагазин спортивной экипировки H2O - скидки для членов Ассоциации класса ФиннВнешТрейдСервис - официальный партнер Ассоциации класса Финн по поставке оборудования и снаряжения для организаций

Скоро день рождения

04 января
Ларионов Егор

05 января
Маханек Ян