Дневник Open Russian (Людмила Ходыкина)

26 августа 2017

23 августа 2017 года стартовала IX Традиционная регата «Open Russian» – Открытый Чемпионат Российской Ассоциации класса «Финн». В стартовый створ на акватории  Клязьминского водохранилища г. Москвы вышло 46 яхт. Показательно, что основная часть гонщиков – мастера спорта, значительна доля кмс. Помимо России на «Open Russian» представлены Германия, Великобритания, Эстония. Заявились гонщики из Севастополя, Сочи, Таганрога, Краснодара – городов, известных своими сильными парусными школами. В общем, в число участников соревнования вошли люди, давно и навсегда полюбившие парусный спорт.

Для нас это закономерно. Российская ассоциация класса «Финн» одна из сильнейших Ассоциаций в России. «Финнисты» вписали немало ярких страниц в историю парусного спорта – как в СССР, так и в России. И продолжают сохранять эту традицию. На дистанцию выходят как ветераны, так и молодежь, уверенно «набирающая обороты» в тактике, породившей некогда ассоциацию с… шахматами на воде. Логично. Класс по праву называют тактическим, хотя и силовая составляющая здесь необычайно важна.

И уж поистине у «Финна»  русский характер, русская «закваска». Синхронизировано всё: мощь, смекалка, реакция, ярко выраженная индивидуальность.

Об этом на церемонии открытия говорили президент Российской Ассоциации яхт класса «Финн» Василий Кравченко, представители столичной спортивной элиты, бронзовый призер XX Олимпийских игр (Мюнхен, 1972) В.Я. Потапов.

Участники соревнований подтвердили верность этих слов уже в первый гоночный день. Знойные дни уходящего лета в этот день сменил сильный ветер, достигавший на порывах 12 м/сек. (24 узла). Впрочем, некоторую «поблажку» гонщикам он все же давал – направление оставалось относительно стабильным (вдоль акватории, чуть под углом). Однако достаточно длинная дистанция при резких, часто неожиданных порывах ветра стала первой проверкой на прочность.  Сил уверенно пройти дистанцию хватило не всем. Хотя это не помешало занять некоторым из них достаточно высокие строки финишного протокола в своих зачетных группах (помимо общего, зачеты ведутся по следующим категориям: Юниоры –  14 человек 1994 г. р. и моложе, Мастерс – 12 человек 1977-1968 г.р., Гранд- Мастерс – 6 человек 1967-1958 г.р., Гранд-Гранд-Мастерс –  7 человек 1957-1948.  Двое – родом из 49-го года – наш Ю. Половинкин и гонщик-ветеран из Германии Harbeck Franz!)

Пропустив в азарте гонки сильные порывы ветра, некоторые яхты перевернулись – поставить их на киль при данной погоде оказалось совсем не просто. С учетом всех сложностей не все яхты пересекли финишную черту. «Две гонки по сложности стоили четырех,- пошутили члены судейской коллегии, - однако старт отличный!».

Второй гоночный день тоже был полон погодных сюрпризов. Грозовое небо, проливной дождь и не самые оптимистические метеопрогнозы с утра настроили яхтсменов на серьезный лад. Ведь им предстояло пройти три гонки. К тому же более чем свежий ветер имел сложный характер – он упорно дул поперек акватории, изменчиво и резко заходя  при этом градусов на 30. Маневр, выгодный для выхода на знак, который был расположен практически под берегом, приходилось просчитывать буквально за секунды – настолько непредсказуемы были эти заходы.

Все три гонки, прошедшие темпово, продемонстрировали не только спортивный азарт, но и безусловное мастерство!

Чемпионат продолжается…

Третий день встречает прохладой. Столбик термометра падает довольно резко, температура + 15-17. Ветер западный – 9 м/сек., однако бодрит сродни северному.

В процессе подготовки к очередным стартам проводим дайджест «Гонка за несколько минут». Вопросы, на которые отвечают яхтсмены, по большому счету, традиционны: Чем запомнились первые два дня соревнований? Проблемы. Прогнозы.

А. Лаухтин, МС по парусному спорту (Ростов-на-Дону): «Сложности стандартные – московская погода. Неустойчивый ветер. Правда, все это компенсируется условиями, которые обеспечивают гонщикам организаторы. Они всегда комфортны. Говорю об этом со всей ответственностью, потому что участвую в «Open Russian»  далеко не впервые… Интересно ноу-хау, внедряемое в этом году – персональные GPS, позволяющие зафиксировать каждый момент гонки и дающие возможность детально ее проанализировать по завершению».

С. Лукин, МС (Таганрог): «Действительно, это весьма интересное, а главное, полезное нововведение. Хотя, как мы понимаем, пока идет процесс своеобразного тестирования. Погода на московских водохранилищах и впрямь непредсказуема. И мы четко знаем – лучше не будет. Хотя лучше – понятие относительное …».

М. Яцун, КМС, юниор (Сочи): «Не открою секрета, сказав о сложностях московской погоды. Чересчур заходистый ветер… и  комментариев не надо. Хотя  драйвовые гонки – это всегда интересно».

В. Крупенин, КМС (МО): «По сути, я в какой-то степени привык к местным погодным катаклизмам. И скажу о другом. На мой взгляд, в любой гонке есть элемент лотереи. Выигрыш может ускользнуть даже от опытного гонщика, уверенно взявшего старт…».

К. Лузан, МС, юниор (Краснодарский край): «Вышел в лидеры? –Да, но только во второй гоночный день, что особо порадовало после того, как не совсем удачно выступил в первый. Тогда перед самым стартом у меня возникли технические проблемы. Пока их решал, старт был дан. Мне просто не хватило времени взять его, как задумывалось – я опоздал.  И, по сути, потом догонял сначала основной флот, потом лидеров гонки.  Погодные аномалии как-то отошли на второй план. Хотя на автомате отслеживал, как распределяется ветер по акватории, какие заходы  усиливаются. К слову, по такому ветру гонялся здесь в первый раз. Знак под Пирогово тоже не был привычным. И все-таки ситуация могла бы быть лучше, если бы не технические ошибки. К примеру, пошел по правой стороне, которая казалась перспективной в плане ветра, а он пришел слева… Второй день явно сложился удачнее. Особенно третья гонка – в ней я финишировал первым».

Эти моменты стоит видеть! Глиссирующий «Финн», словно парящий над волной, подобен быстрокрылой чайке. Но это лишь на взгляд неискушенного зрителя. «Финн» - класс сложный, а потому представительский. Гонщику, являющемуся одновременно рулевым, матросом, лоцманом, необходимы недюжинная выносливость и молниеносная реакция на любое изменение ситуации. При этом почти постоянно он вынужден находиться в режиме откренивания. В общем, яхтсмен должен чувствовать лодку тонко, сливаться с ней в единое целое. Одно неточное движение рулем, неверный прием в постановке парусов – и свободная мачта, прогнувшись или легко развернувшись вместе с гиком, в лучшем случае, придаст парусу другую, неоптимальную, форму, лишив его дыхания ветра (а в  худшем – готова освежающая ванна). Но та же свободно вращающаяся мачта, закрепленная только на палубе и степсе, при хорошей технике поможет гроту эффективно использовать каждый, даже не самый значительный порыв ветра.

Но вернемся на акваторию Клязьминского водохранилища, где сегодня проходит еще две гонки «Open Russian».   Прогноз погоды корректирует сама природа. Ветер, конечно, не столь напорист, как в предыдущие дни, порой почти стихает, потом на мгновение набирает силу, причем вектор очередного прихода непредсказуем.  Уже ни один гонщик вспоминает пресловутую московскую лотерею. Однако у председателя гоночного комитета А.А. Чарикова на этот счет свое мнение: «Ветер, конечно, игрив, но именно в дуэли с ним заложена формула успеха.  Выводы о том, что кому-то просто катастрофически  не везет, в большей степени указывают на фатальность, когда от человека мало чего зависит. Безусловно, в каждом виде спорта есть своя философия, но базироваться она должна на демонстрации самого себя с полным набором качеств, а это – опыт, знания, физическая подготовка, закалка, выносливость, уровень тренированности, тактическое и техническое мастерство. Немаловажно качество матчасти. Все это должно быть предельно сбалансировано. А дальше на передовые позиции выходят предельное внимание, когда включается способность видеть вокруг на 360 градусов, собранность и умение молниеносно реагировать на малейшее изменение ситуации и применять уже отработанные приемы. Асам парусного спорта, как правило, это удается. Но, а сели у кого-то не все получается, главное – «держать удар», не впадать в пессимизм. Вообще, любую гонку настоящие яхтсмены должны и воспринимают как подарок, в котором заключен бесценный опыт. Особенно, когда речь идет о «Финнах». Традиционно слабых «финнистов» у нас нет. Потенциалом наделены все, главное – суметь им правильно воспользоваться».

И здесь очень важно вспомнить знаковый факт – наша страна входит в четверку стран, в копилке которой 5 олимпийских медалей – именно в классе «Финн». Есть золото в «Звездном», есть триумф в классе «470» и «Темпест». Но «финнисты» создали  целый пантеон славы.

А потому снова хочется обратить внимание на человека, который принес одну из олимпийских наград, до сих пор в строю, бодр, энергичен, всей душой болеет за развитие парусного спорта, который  стал для него неотъемлемой составляющей жизни.

Речь – о В.Я. Потапове, по праву считающем, что «Финн», принесший ему ни одну минуту славы, - базовая лодка, уникальная по самой сути. В ее алгоритм заложено все: тактика, физика, мужество – причем, отчаянное, где-то безрассудное.

Из воспоминаний, пронесенных сквозь годы: «Когда я вижу съемки стремительных гонок с участием молодых яхтсменов, мне порой даже как-то не по себе – неужели и я так же боролся с ветром и волной?! Ведь в те времена, когда моя спортивная биография только начинала создаваться, нам не удавалось посмотреть на себя со стороны. Немногочисленные фоторепортеры, как правило, не рисковали дорогой, но далеко не совершенной аппаратурой, и съемки тех времен я бы назвал пляжными – красивые паруса рядом с берегом  и только. Ни динамики гонки, ни предельной выкладки яхтсмена, идущего в грозовой гонке в режиме практически постоянного откренивания, не видел никто». 

Он и сам уникален, как «Финн», которому дает именно такую характеристику.  Хотя… невероятно – о спортивной карьере не помышлял. Просто было детство военной поры – босоногое, но, как и водится,  бесшабашное. А недалеко от дома начиналось  водное раздолье Подмосковья. Не удивительно, что с другом Володей Леонтьевым (имя его позднее будет вписано в летопись «Летучего Голландца») они в любую свободную минуту проводили на воде. Тем более, что со временем именно здесь, на месте, где сейчас базируется парусная школа, дед Володи П.А. Леонтьев  основал в те далекие годы Центральный военно-морской клуб. Тем не менее  планы в голове строились вроде совсем не парусные – посвятить себя науке, сделать невероятные открытия. В почете были технари. Виктор от своей мечты не отказался – успешно окончил институт радиотехники, электроники и автоматики. Однако парус так и не отпустил. Он словно впечатался в жизнь, занял в ней особое место. Тогда и проявилась индивидуальность будущего именитого гонщика. Быть самому себе командиром и не боятся брать на себя ответственность – такое возможно только в классах-одиночках.

На долю поколений, среди которых поколение и В.Я. Потапова, выпала эпоха перемен, в которой дни будто меняли свою окраску. Интенсивное развитие парусного спорта в стране, невероятный энтузиазм и преданность – и неожиданный крах, когда после распада СССР на Первенство России вышло всего 4 «Финна».

Как известно, ломать – не строить. Отработанную ранее систему подготовки спортсменов, развития спорта, в том числе – парусного, долго не удавалось реанимировать. Владимир Яковлевич отдает должное Российской Ассоциации класса «Финн» и ее президенту В. Кравченко: «Энергия, инициатива, энтузиазм – вот его кредо, и результаты налицо. Нынешний Чемпионат – еще одно тому подтверждение – уровень проведения и потенциал участников весьма высоки».

Добро пожаловать, Гость!
ВКонтактеFacebookОдноклассникиЯндексGoogleMAIL.RUTwitter

  все видео о классе ФиннОфициальный представитель Devoti Sailing в РоссииМагазин спортивной экипировки H2O - скидки для членов Ассоциации класса ФиннВнешТрейдСервис - официальный партнер Ассоциации класса Финн по поставке оборудования и снаряжения для организаций

Скоро день рождения

25 ноября
Горбачев Владимир

26 ноября
Ковалёв Николай

01 декабря
Болотин Сергей

03 декабря
Лукин Сергей

03 декабря
Комиссаров Сергей

04 декабря
Ванин Сергей

13 декабря
Харитонов Денис