Слово о выдающемся яхтсмене (Памяти Андрея Васильевича Балашова)

21 октября 2010

СЛОВО О ВЫДАЮЩЕМСЯ ЯХТСМЕНЕ

Андрей Васильевич БАЛАШОВ

1946 - 2009

Вот и прошел год, как не стало Андрея Балашова…

Когда уходит из нашего мира человек талантливый, известный, мы невольно окидываем мысленным взглядом всю его жизнь, сравниваем, задумываемся, пытаемся понять, какие тайные причины повлияли на его становление, совершенствование… 

Нередко приходится слышать, мол, не той дорогой пошел человек, рано оставшийся без материнского присмотра. Но это относится к людям слабым, у сильных духом – все по-другому. Знаменитый советский яхтсмен Андрей Балашов родившийся в Ленинграде 22 марта 1946 года в обыкновенной, можно даже сказать, успешной по тем понятием интеллигентной семье, в семь лет потерял мать, Елену Семеновну.

А категория случайность, как проявление необходимости, сказалась в том, что на дверях своей школы №3, что на Васильевском острове, Андрей, тогда уже четвероклассник, обратил внимание на объявление, приглашающее ребят десяти лет и старше на занятия в Детскую парусную школу яхт-клуба «Труд». Андрей и до того посещал спортивные секции, однако осенью 1956-го, к слову сказать, – олимпийского, года – засел за теорию паруса во Дворце культуры им. Кирова, а следующей весной впервые вышел на воду в экипаже легендарного ныне швертбота отечественного класса «М-20», корабля, мимо которого, пожалуй, не прошел ни один его сверстник, ставший впоследствии известным гонщиком. Как позже Андрей сам вспоминал эти выходы: «к опытному рулевому сажали по три новичка для стажировки».

В детской школе было два десятка швертботов «М» и несколько популярных тогда «Драконов». Ребятам самим приходилось вытаскивать из воды тяжеленные деревянные лодки, а поскольку эллингов и в помине не было, зимой приезжали в яхт-клуб чистить с перевернутых судов снег, причем поездки эти совмещали с лыжными тренировками. Как вспоминал Андрей, все это было интересно и весело, а работа с детьми и юношами в спортивной школе была поставлена очень хорошо.

Первые награды оказались самые простые: грамоты за такое-то место в соревнованиях. Однако специальных бланков тогда для детей не хватало, и тренеры вырезали из своих наградных грамот серединки, а вместо них вклеивали тексты с именами ребят – призеров и победителей.

Серьезные занятия начались для Андрея в двенадцать лет под руководством тренера Евгении Сергеевны Пылковой в летних спортивных лагерях окрестностей Ленинграда. Балашов вспоминал, что в белые ночи мог ходить под парусом круглые сутки.

Практически ровесником Андрея оказался появившийся 60 лет назад класс швертботов-одиночек «Финн». Уже в середине 1950-х годов класс этот весьма распространился в Советском Союзе, и вскоре четырнадцатилетнему Андрею тренеры доверили эту лодку, требующую основательной физической подготовки.

В известной мере, любовь к новому тогда швертботу юному спортсмену привил тренер по… фигурному катанию на коньках Игорь Борисович Москвин. Мастер спорта СССР, заслуженный тренер Союза, знаменосец олимпийской команды СССР на церемонии закрытия IX зимних, 1964 года, Олимпийских игр,  Игорь Борисович (недавно ему исполнилось 80 лет) воспитал таких фигуристов как пятикратную чемпионку СССР Тамара Москвина (Братусь), чемпиона Европы Игоря Бобрина, чемпиона СССР и бронзового призера чемпионата Европы Юрия Овчинникова, четырехкратный серебряный призер чемпионатов Европы Владимира Котина и многих других. В прошлом сам известный фигурист, выступавший в парном катании и три раза выигрывавший чемпионат СССР (1952 - 1954 гг.), Москвин серьезно занимался парусным спортом:  в 1950-х годах побеждал в регатах, а в 1962 году участвовал в «Золотом кубке» — фактическом чемпионате мира яхт-одиночек в классе «Финн», где занял считавшееся призовым 15-е место.

По воспоминаниям Балашова именно Москвин сыграл главную роль в его обучении. Те годы требовали от спортсмена-парусника не только хорошей физической и тактической подготовки, но и умения держать в руках столярные и слесарные инструменты, изготавливать мачты, паруса, дельные вещи, то есть готовить спортивный снаряд технически. А Москвин все делал своими руками, поэтому за счет доводки его лодки были «ходовые», и он добивался высоких результатов. При этом парусный спорт у него был видом летнего хобби, поскольку искусственных катков тогда не было, а что делать фигуристу летом?

Вот к Игорю Москвину в «Трудовые резервы» перешел Андрей. В первой половине 60-х здесь и состоялись его, как он говорил, «Парусные университеты». Определенную поддержку молодому спортсмену оказал мастер спорта международного класса, чемпион СССР 1958 года, многократный призер и победитель «Кубка Балтики», «Парусной недели Санкт-Петербурга» Анатолий Степанович Коновалов, — как и Москвин, умелец, принимавший участие в создании новых парусов, например, подспинакерного паруса, постройке яхт «Амур», «Варяг», капитаном которого он одно время был. Словом, наставники технической подготовки спортсмена встретились весьма достойные.

Еще одной «базой» для Андрея оказался Невский морской завод, где он работал судовым электромехаником-монтажником с 15 лет. Тут он мог, как тогда было принято, «позаимствовать» кое-какие  материалы, а также пользоваться опытом и знаниями команды инженеров, с которым вместе работал.

С тех самых пор Балашов, с теплотой отзываясь о ленинградском периоде своей спортивной карьеры, отмечая необходимость системной подготовки гонщика, не уставал повторять, что «парусный спорт – я считал, считаю и буду считать – это технический вид спорта, а одним из основных аспектов в подготовке является скорость, настройка».

…Позже Балашов «скорректирует» свой юношеский максимализм: в 14 лет он поставил себе задачу выиграть Олимпийские игры, – и где-то года через три-четыре по зрелому размышлению решит, что реальнее хотя бы попасть на Олимпиаду, а там добиться максимума, как, впрочем, и на Чемпионате мира, и Европы.

Но сперва были ленинградские соревнования, регаты общества «Труд» с участием таких сильных гонщиков, как Гореликов, Кузнецов, Янсунь, Москвин, Попов. Его «Финн» - первая лодка Андрея символично называлась «Узнай» и ходила под темно-зеленым парусом из плащ-палатки – нередко терпела «оверкиль».

В 19 лет Балашов в первый раз выиграл Чемпионат Ленинграда 1965 года, затем побеждал на этих соревнованиях еще дважды. В том же 1965-м выезжал на Черноморскую регату, хотя успеха там и не добился.

Впрочем, это только подхлестнуло молодого спортсмена. Здраво рассудив, что из Ленинграда, который в советские годы все активнее становился областным центром, на международный уровень не выйти, не смотря даже на то, что парусная школа Северной Пальмиры была одной из лучших в стране, Андрей решает переехать в Москву. Отсутствие реальных перспектив подтверждалось материальной несостоятельностью: так, для участия в первом же его международном соревновании – Балтийской регате в Таллине – Балашову пришлось все решать за собственный счет: и перевозку лодки, и проезд, и проживание. 

Стимулом к такому решению оказался и первый значительный успех: бронзовая медаль в 1967 году на Спартакиаде Народов СССР в Ленинграде, затем третье место на Чемпионате Союза 1968 г. в Риге.

В 1970 году Балашов очутился в Москве. Поскольку еще в 1969 г. в Ленинграде он перешел в спортивный клуб вооруженных сил, в Москве он легко оказался в ЦСК ВМФ. Андрей Васильевич понимал, что быть выдающимся финнистом с его данными тогда – вес 72 – 73 кг при росте 176 см проблематично, и он усиленно занялся физической подготовкой. В Москве с Андреем Балашовым работали тренеры Елена Соколова, Валерий Николин, Рафаэль Нугер и Олег Шилов.

Вообще-то, в те годы в Советском Союзе известные финнисты, кроме, пожалуй, Манкина, были легковесные, и возможность конкуренции была. Вместе с тренером Нугером Балашов постарался уделять больше внимания тактико-технической подготовке, кроме того, окреп физически и набрал необходимый  вес..

В 1972 г. Андрей Балашов стал членом сборной команды СССР и участвовал в Йерской регаты вместе с Виктором Потаповым.

Случилось так, что за три месяца до истечения призывного возраста Балашова забрали в армию. В 1975 г. он демобилизовался, а в 1976 г. на Олимпийских играх занял второе место.

Не смотря на ухудшившееся здоровье – у Андрея возникли проблемы со спиной – он принял решение участвовать в следующей Олимпиаде снова в классе «Финн», хотя понимал, что это молодежная лодка, и его время уходит. Как сам он признавался, эти четыре года были тяжелейшими, «Финн» он люто возненавидел, молодежь «наступала на пятки», а он по своим антропометрическим данным по сравнению с ними был далеко не выдающийся финнист.

С конца семидесятых началась политическая чехарда с Олимпийскими играми, которая неизбежно сказалась на спортсменах. Балашов готовился к Московской олимпиаде (парусники соревновались в Таллине), однако в том «усеченном» варианте завоевал лишь бронзу.

Огромный технический и тактический опыт, накопленный яхтсменами-финнистами, со временем они должны оставлять. Вот и Андрей Балашов вынужден был уйти в другой класс яхт. После Олимпиады 1980 г. он начал готовиться к новым Играм на «Звездном». Заняв четвертое место на Чемпионате Европы 1984 г. в Португалии, он выиграл отбор и должен был бы ехать на Олимпиаду, но из-за политического решения Л.И. Брежнева нашу команду в Америку не пустили, а Балашова отправили служить на Камчатку и перестали вызывать на сборы.

С тех пор Андрей Васильевич бросил активно заниматься парусом, служил на флоте и вышел в отставку 5 августа 1991 г. капитаном третьего ранга.

Затем участвовал в странной программе подготовки нашей команды к Кубку Америки, работал какое-то время тренером в Китае…

За свою спортивную карьеру Андрей Васильевич Балашов пять раз подряд, с 1973 по 1976 год выигрывал Чемпионаты СССР в классе «Финн» и потом, с перерывом, Чемпионаты 1978 и 1980 годов. В 1976-м году стал Серебряным призером Чемпионата Европы, а на Чемпионате Европы 1980 года получил Бронзовую медаль и такую же на XXII Олимпийских Играх. В 1984 году на альтернативных играх «Дружба 84» завоевал серебряную медаль в классе «Звездный».

В последние годы Андрей Балашов выходил на воду и показывал неплохие результаты, передавая свой многолетний опыт.

А год назад, 21 октября 2009 года, на 64 году жизни известного яхтсмена не стало.

Память о заслуженном мастере спорта, великом российском спортсмене Андрее Балашове навсегда сохранится у любителей парусного спорта.

 воспоминания о Балашове и те слова, которые прислали его соратники, друзья и яхтсмены.

 

Борис Будников: Мы с Андреем прошли, что называется, вместе три Олимпиады. Человек он, конечно, был непростой, характер сложный. Ну, а как иначе у выдающегося спортсмена? Вот, сегодня говорят, что, мол, ушел он из спорта, потому как неуживчивый. Ерунда это все. Просто его «звездный час» - это «Финн», а когда перешел на «Звездный»… Ты спрашиваешь, мог ли добиться там выдающихся результатов? Не знаю, честно скажу, не знаю… Может быть, и мог. Спортсмен такого уровня может сесть на любую лодку, и выигрывать в больших соревнованиях.

Виктор Потапов: С Андреем мы и общались, и соревновались, и много прошли вместе. Парень он был проблемный, рос без матери, сами понимаете. Ушел он из большого спорта не потому, что характер неуживчивый, а просто мы стали никому не нужны!

У нас выдающихся яхтсменов по пальцам одной руки пересчитать можно, казалось бы, береги, используй их опыт! Так нет, никому не нужны оказались. Андрей нашел работу в Китае, а как иначе было выживать в нашей стране?

Валентин Данилов: Я был знаком с Андреем 37 лет. Рассказать о нем, о его судьбе и как спортсмена, и как человека могу много. Но главное – это то, что Андрей подчинил спорту всю свою жизнь. Из-за этого он не был счастлив ни в личной жизни – какая личная жизнь может быть у человека, который свыше 250 дней в году находится на сборах! - ни в чем другом, кроме спорта. В известной мере – это человеческая трагедия, обострившаяся после того, как он понял, что никому не нужен. А особенно остро он это почувствовал, когда в 2006 году пришел на прием к Вл. Фетисову с просьбой назначить ему стипендию, и получил отказ.

Его возвращение в спорт произошло буквально за полтора года до трагического ухода. Он получил лодку, начал готовится к гонкам, сбросил семь килограммов веса, но организм, видимо, не выдержал таких перегрузок, и год назад Андрея Балашова не стало…

Михаил Корчагин, Новосибирск: Мое знакомство с Андреем началось с ночевки на автостоянке у яхт-клуба... Я тогда понятия не имел, кто это, но в разговоре стало ясно – это гонщик, и очень-очень хороший. Так коротко и ясно доносить секреты парусного мастерства любому - огромный талант. Не оставлять «про запас» важных мелочей, а отдать все до последнего – это серьезный индикатор…

Мне жаль, что мы были так мало знакомы, что еще одним отличным человеком, готовым подсказать и поддержать своим жизненным опытом стало меньше в нашей парусной компании...

Но остались «финновские мерки» автографом на непромаканце и огромный теплый след в душе...

Низкий поклон Вам, Андрей, и светлая память…

Заковоротный В.Д., заслуженный тренер России, мастер спорта международного класса, капитан 2 ранга: С детства Андрей стремился к Олимпийским медалям, и это у него получалось!

Жизнь Андрея – это парус, многого он не успел. Финнисты – яхтсмены-одиночки, и в какой-то мере обречены на одиночество...

 

Владимир Ударцев, г. Красноярск: Андрей Балашов никогда не был в нашем яхт-клубе. Но это имя мы произносили между гонками, горячо обсуждая прошлые и нынешние успехи нашей страны в парусе. Мы приводили его в пример. И это помогало нам не забыть про парус и выжить в непростые времена. Вывести лодки на дистанцию. Стремиться. Наконец мне посчастливилось отгоняться вместе с Андреем на одной дистанции. Спасибо Андрей. Светлая память тебе.

Вадим Акименко: Как коротка жизнь и как рано из неё уходят близкие и небезразличные тебе люди... Андрюша был хоть и закрытым, но абсолютно надежным ЧЕЛОВЕКОМ. Когда было плохо, он всегда мог помочь. Без лишних слов, без суеты, спокойно и надежно. От него веяло уверенной основательностью и солидностью во всех парусных делах. Если бы не он, мне вряд ли удалось бы стать чемпионом Украины в классе «Финн». Именно такую задачу, как не достижимую, поставил мне мой рулевой В.Г. Манкин. Спасибо Андрюша! На предолимпийской регате в Кингстоне-75 года вся команда отдыхала в яхт-клубе в ящике из-под «Финна» Балашова, не потому что больше негде было отдохнуть, а потому что там была особая, балашовская атмосфера. Потом было многое: и олимпийский успех, и вручение удостоверений личности офицеров, наши номера шли подряд друг за другом, еще олимпийская медаль и черная полоса. Андрей был самым «возрастным» сначала матросом ЦСК ВМФ, потом младшим лейтенантом и жизнь заставила его продолжить службу на Камчатке, где год за два. Это был источник всех свалившихся на его голову проблем. Вечные его уговоры кассирш «Аэрофлота» найти хоть один билетик на - или с «большой земли», только олимпийские медали, протянутые в окошко кассы, пробивали любую броню. Разрываясь между Камчаткой и Европой нельзя было реализовать себя в спорте, и в этом его трагедия. Хотя по подходу к делу и потенциальным возможностям «Звездник» был его класс, даже более чем «Финн», но это мое личное мнение. Кубок Америки – казалось судьба дает ему еще шанс, но - увы… До «воды» дело не дошло, но это отдельная история. А шкипером российской яхты Андрей был бы лучшим, но не сложилось… Потом тренерство в Китае и возвращение домой.  Казалось, еще чуть-чуть - и все наладится. Наконец мы сможем сесть, не спеша поговорить, вспомнить былое и обсудить будущее. Я  очень хотел увидеть его в городе детства, с которым у него были не простые отношения; сходить на Васильевский к дому, где он жил… Не успел. Слов нет. Есть только пустота. И воспоминания очень теплые и добрые, как сам Андрей.

Егор Ларионов, RUS 707: Огромное спасибо, Андрей Васильевич, за тот опыт, который ты передал, за ту помощь которую ты оказывал, множественные советы, которые направляли на правильный  путь! Все это навсегда останется в моей голове, а также в моем дневнике для будущих поколений спортсменов. Жаль, что в этом году мы не сможем поработать вместе. Если бы не Ты, не было бы результата, хоть я уже Тебе говорил, все что происходило в последний сезон, все это с Твоей помощью! Еще раз спасибо! Вечная память и уважение...

Сергей Заботин, финн № 5: Да, Андрей, в 2009 г. произошло чудо: после 25-летнего забвения и невостребованности ты к нам вернулся, благодаря молодым лидерам МАКФ. В этот момент мы осознали, насколько тебя нам не хватало все эти годы, молодежь увидела настоящего, живого лидера сборной СССР и Мира, за год ты успел отдать таинства настройки лодки, старта и умение до конца бороться в гонках; ты обозначил ориентиры, которые приведут к будущим победам нашу молодежь, тебе бы работать и работать... Однако судьба решила по-другому и снова забрала тебя, только теперь навсегда.

 

Игорь Леонидович Петров, г. Севастополь, президент Ассоциации яхтсменов Черного моря, судья национальной категории, яхтенный капитан, капитан 1 ранга запаса: Дорогой мой друг Андрей, известие о твоей смерти потрясло меня! Прости нас, что тебя не всегда понимали! Ты был выдающимся и талантливым спортсменом, фанатично преданным парусному спорту, всегда понимающим ветер, паруса и яхты. Мы учились у тебя трудолюбию, целеустремленности и умению побеждать, несмотря ни на что!

Ты прожил трудную, к большому сожалению очень короткую, но очень яркую жизнь. Спасибо тебе за все! Искренне скорбим о невосполнимой потере... Ты навсегда останешься в нашем сердце! Светлая тебе память.....

 

Сергей Кузовов, Москва: Я храню погоны ст. лейтенанта А. Балашова, которые со своих плеч снял Андрей, получив капитана, а я был тогда лейтенант. Это было в Таллинне…

Леонид Кляйман, Москва: Плохо это очень, ушел из жизни великий гонщик, добывший для страны много славы, но проводить его толком не получилось. Как и не получилась его жизнь после ухода из большого спорта. Это большая системная проблема, как занять великих спортсменов после окончания спортивной карьеры. Вот и Андрей Васильевич много лет маялся, - ни он, ни страна не могли найти ему достойного применения, только вот в последние два года он как-то разгребся с семейными делами, начал помогать молодым ребятам, передавал свой опыт, даже участвовал в прошедшем Чемпионате России, занял 2-е место вслед за американцем Генри Спрагом, но, конечно же, был недоволен результатом…

Мы планируем собраться все же, устроить вечер воспоминаний, помянем вместе Андрея. Кстати, именно так он требовал от всех, чтобы к нему обращались, никаких Васильевичей. Таким мы его и запомним, молодящимся, напористым, готовым в бой, только б дали повоевать…

 

Публикацию подготовил Владимир ПОТРЕСОВ

Добро пожаловать, Гость!
ВКонтактеFacebookОдноклассникиЯндексGoogleMAIL.RUTwitter

  все видео о классе ФиннОфициальный представитель Devoti Sailing в РоссииМагазин спортивной экипировки H2O - скидки для членов Ассоциации класса ФиннВнешТрейдСервис - официальный партнер Ассоциации класса Финн по поставке оборудования и снаряжения для организаций

Скоро день рождения

24 декабря
Разувалов Борис

25 декабря
Марчевский Алексей

04 января
Ларионов Егор

05 января
Маханек Ян